компоненты

Больше молока ради мяса


На недавнем совещании по проблемам АПК министр сельского хозяйства Александр Ткачев заявил, что потребности России в говядине нужно закрывать за счет молочного скота, что существенно дешевле, чем выращивать в массовом порядке дорогой мясной скот. Идея, по сути, не нова, ее ударно эксплуатировали еще в советские времена. Однако сейчас необходим иной подход к содержанию и кормлению мясо-молочного скота.
 
Далеко ли до Уругвая?

Россия до недавнего времени являлась мировым лидером по импорту мяса. Не стыдно, что в страну везли мясо с другого конца света – Аргентины и Бразилии. Стыдно, что еще пять лет назад в России 60% потребностей в говядине закрывалось импортными поставками. По мясу птицы и свинины страна уже полностью обеспечивает себя – даже начала экспортировать. Экспорт птицы за 2014 г вырос в 12 раз, до 70 тыс. т, а экспорт свинины только начался, но уже достиг 15 тыс. т, по данным Росстата. А вот с говядиной - хронические проблемы еще со времен СССР.

Впрочем, импорт говядины с края света вполне объясним. Россия находится на пятом месте в мире по спросу на этот вид мяса и закупает 600-800 тыс. т в год, поясняет профессор кафедры электрификации и автоматизации РГАУ (Москва) Георгий Дегтерев. Отставание России по поголовью КРС на душу населения (во всей стране 1,9 млн голов мясного и помесного с мясным скота (чисто мясного, по некоторым оценкам всего 1,3 млн) из общего поголовья КРС в 20,1 млн (официальные данные Росстата)) наглядно демонстрирует сравнение Московской области с Уругваем, одним из мировых лидеров по производству говядины. В Московской области с населением в 7,2 млн человек (без Москвы) сейчас всего 5345 голов мясного скота. Если все пойдет по плану, то к 2020 году будет 12 тыс. голов. Рост более чем в два раза может впечатлить только если не знать, что в малонаселенном Уругвае (3,5 млн человек) более 12 млн голов одного только мясного скота.

Понятно, что на развитие мясного скотоводства сейчас выделяется огромные деньги – в пересчете на поголовье гораздо больше, чем на «молочку». Подпрограммой по молочному скотоводству предусмотрено выделение 24,2 млрд рублей, в 2016-м году – 34,3 млрд рублей, при том, что поголовье коров составляет около 8,5 млн. При этом на 1,9 млн голов мясного и помесного с мясным скота (по оценкам РГАУ, чисто мясного скота в СХО – не более 1,3 млн голов) предусмотрено выделение 6,95 млрд рублей в 2015 году и 9,3 млрд – в 2016 году. То есть даже основываясь на официальных данных, можно сделать вывод, что запланированная поддержка на одну голову молочного скота составляет 2847 рублей в 2015 году, а на одну голову мясного (и помесного) КРС - 3492 рубля. 

Однако при том отставании производства от потребностей, которое сложилось исторически еще в советские годы, даже при миллиардных вливаниях быстро проблему не решить.
 
И стакан парного молока…

На недавнем совещании с президентом Владимиром Путиным министр сельского хозяйства Александр Ткачев заявил, что производить мясо из молочного скота дешевле, и предложил в производстве говядины положиться на эту отрасль. Кроме того, более дешевое мясо от молочников пользуется большей популярностью, чем дорогое: в период кризиса населению не до стейков мраморного мяса. Потребность в дешевой говядине, по мнению министра, можно закрыть только используя потенциал молочного животноводства. «С одной стороны, через мясное (животноводство - Milknews) – стейки, более дорогой сегмент, с другой стороны – через молоко, обычная говядина, которая по цене ниже и пользуется большим спросом. И мы будем только через производство молока закрывать эту нишу», - заявил президенту глава аграрного ведомства.

Действительно, в мире больше половины мяса говядины получают из молочных пород скота. По некоторым оценкам эта доля доходит до 70%. На мраморное мясо, правда,  всегда идут только специализированные мясные породы КРС. Но дешевую говядину всегда можно получить от забоя молочных коров и таким образом решить вопрос объема производства.

Идею наращивания производства мяса путем роста молочного животноводства поддерживают молочники, сообщили Milknews в Национальном союзе производителей молока (СОЮЗМОЛОКО).  В условиях эмбарго и необходимости срочного импортозамещения при том, что мясное животноводство и так находится в зачаточном состоянии, наращивание производства говядины за счет молочного скота оправдывает себя и экономически, и политически.
Кстати, идея развития не отдельно мясного и молочного скотоводства, а комплексного – мясо-молочного, не нова - в СССР были только мясо-молочные породы КРС. Согласно последней сельскохозяйственной переписи 2006 года (более новых данных нет - только в 2016 году будет проведена новая перепись), доля мясных пород в России была ничтожно мала - всего 1,5% от общего поголовья КРС, 98% говядины производилось в молочном животноводстве. То есть фактически Россия и так живет за счет мяса с молочных ферм. Однако подход к мясу, получаемому от молочного скота, необходимо менять, утверждают эксперты.
 
Не стейком единым

Если продолжать производить говядину на молочных фермах так, как это делается сейчас, конкурировать по качеству с импортной продукцией ей будет не под силу. «Мысль нарастить производство мяса в молочном животноводстве правильная наполовину. Да, мы накормим всю страну говядиной, но за бортом останется целый пласт задач, например качество и развитие малых ферм, каковыми и являются многие мясные фермы», - предупреждает исполнительный директор Национальной ассоциации скотопромышленников Роман Костюк.

 «То, о чем говорит министр – это увеличение числа молочных животноводческих комплексов и поголовья КРС, после чего в результате естественной выбраковки будут получать мясо не самого лучшего качества».

Молочная говядина в России - это в основном отбракованные старые животные уже «серьезно измученные антибиотиками и жизнью», объясняет специалист. «По определению в породах молочного направления нет мяса высокого качества, которое использую для стейков – назовем его все для простоты мраморной говядиной. Бычки молочных пород в России такое мясо никогда не дадут», -  Роман Костюк. В молочном животноводстве можно найти лишь небольшое количество молочных бычков, из которых делают качественное мясо для стейков, потому что их откорм – это особая специфическая сфера, требующая высокой квалификации специалистов и дорогих кормов.

На самом деле в молочном животноводстве можно получать если уж не мраморное мясо, то дорогую телятину – точно. Для этого в развитых странах молодых бычков возраста 5-7 месяцев специальным образом откармливают. Тогда получается и молоко хорошего качества, и вкусное мясо. Проблема в том, что в России таким откормом никто не занимается, потому что это сложная технология.

Получается, что решение поставленной министром Ткачевым задачи – увеличить производство говядины за счет молочного скота – упирается все в то же, в необходимость дополнительного финансирования. Только уже не специфического мясного скотоводства, а молочного. Или, если хотите, – мясо-молочного.

Текст: Илья Дашковский, Ольга Кучерова

1443533497

просмотров: 4848
Комментарии
Чечин
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен