13:13, 31 мая 2016

Дальнобойщики нашли способ обойти «Платон»

За полгода система «Платон» перечислила в бюджет более 8 млрд руб., зарегистрировав 95% крупных российских перевозчиков, или 719 000 грузовиков. С 15 ноября грузовики массой более 12 т должны платить по 1,53 руб. за каждый километр проезда по федеральным трассам. В результате перевозчики повысили тарифы, производители и ретейлеры – конечные цены, которые включают не только сам тариф, но и расходы на администрирование, пишут «Ведомости».
 
Между тем если разделить поступления от «Платона» на количество зарегистрированных в системе грузовиков, то получится, что владелец одного автомобиля платил в среднем по 1800 руб. в месяц, как будто тот проезжал по федеральным трассам всего 1200 км, недоумевают в издании.
 
Но ежедневно дальнобойщик проделывает путь в среднем по 500–1000 км, говорит директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов. А месяц фура проезжает 10 000–14 000 км, иначе перевозчик останется без прибыли. И в основном маршруты проходят по федеральным трассам, уточняет он.
 
Нельзя просто разделить сумму собранных средств на количество автомобилей, парирует представитель РТИТС («РТ-Инвест транспортные системы», оператор системы «Платон»). Федеральные трассы – лишь 5% всей дорожной сети страны. Интенсивно ездят по федеральным трассам только 20% зарегистрированных грузовиков, остальные 80% – преимущественно по региональным. Иногда их работа сезонная, а иногда автомобили вообще простаивают.
 
Сборы будут расти, рассчитывает оператор, так как число зарегистрированных пользователей увеличивается ежедневно, а пик перевозок приходится именно на летний и осенний сезоны.
 
Кроме того, многие просто не платят, не включают бортовые устройства, поскольку у «Платона» развернута еще не вся инфраструктура, уверен эксперт консалтинговой компании.
 
В среднем по России после введения «Платона» перевозки подорожали на 3,2–4,9% в зависимости от длины маршрута, говорит начальник управления организации грузовых перевозок по России DPD Сергей Власов. Цены выросли в среднем на 4–8%, подтверждает руководитель отдела междугородных автомобильных перевозок Itella в России Денис Захаров.
 
Причем в повышении цен заложена не только сама плата по «Платону»: выросли трудозатраты на администрирование, увеличился документооборот, появились дополнительные функции контроля, говорит Власов.  Рост тарифов произошел также из-за повышения акцизов на топливо, колебания курсов валют и, как следствие, удорожания техники и комплектующих, снижения объемов импорта, отмечает Игорь Алексашов, руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК.
 
Вместе с тем небольшие игроки постепенно уходят с рынка, что вызывает искусственный дефицит транспорта и дополнительно повышает себестоимость перевозок, отмечает Алексашов. Количество транспортных средств на рынке существенно сократилось, в то время как спрос на перевозки продолжает расти, добавляет он.
 
Производители скота и мяса возят, в том числе по федеральным трассам, все: зерно для переработки в комбикорм, комбикорм на животноводческие фермы, птицу и скот на убой, мясо на мясокомбинаты и конечную продукцию на склады и в торговые организации, рассказывает руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Влияние самого сбора за пользование федеральными трассами на стоимость мяса крайне незначительно, считает он. Но сказался рост транспортных тарифов, связанный с сокращением предложения автотранспорта, поскольку запуск «Платона» спровоцировал обеление рынка перевозок. Стало меньше транспорта, который предлагает услуги перевозки по низким ставкам, поскольку не платит никаких налогов, говорит Юшин.
 
Гендиректор Danone в России Бернар Дюкро рассказывал, что стоимость ряда маршрутов возросла на 25%, а на южном направлении – на 80–100%. «Платон» повысит прямые издержки, и цена одной бутылки молока может вырасти на несколько процентов, предупреждал он.
 
Каждая машина может в среднем проезжать около 20 000 км в месяц – это достаточно интенсивная эксплуатация, говорит бизнес-директор «Совинтеравтосервиса» Михаил Левченко: «Если умножить 20 000 км на 1,53 руб., получим 30 600 руб. Эта стоимость ложится на те продукты, которые перевозит компания, и, как следствие, – на конечного потребителя».
 
В ретейле тарифы на грузоперевозки выросли в среднем на 10–15%, говорит представительница Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Безусловно, возросшие затраты ретейлеров не могут быть компенсированы соответствующим ростом цен, поскольку эти возможности ограничены покупательной способностью населения, продолжает она. Сети стараются сглаживать повышение цен промоакциями и внутренним перераспределением издержек.
 
Система «Платон» скажется на ценах, предупреждал ранее президент Сбербанка Герман Греф: вклад в инфляцию в 2016 г. может составить 1,5 процентного пункта.
 
Оценка завышенная, говорит заместитель директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников: «Платон» рассчитывает собрать 20 млрд руб. в 2016 г., а оборот торговли продуктами питания, к примеру, составил в 2015 г. 13,4 трлн руб., оборот всей розничной торговли – 27,5 трлн руб., т. е. вклад платы большегрузов в инфляцию, даже с учетом косвенных расходов, составит 0,1 п. п.
 
Вклад «Платона» в инфляцию даже с учетом всех косвенных эффектов разовый и незначительный, он составляет порядка 0,04–0,07 п. п. и уже учтен в текущих потребительских ценах, полагает ведущий эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Николай Кондрашов.
 
В машинных грузоперевозках некоторую долю составляют также сырье и инвестиционная продукция, что приводит к росту цен в инвестициях, а также отчасти в экспорте, поэтому не все взносы в рамках системы «Платон» оплачивает простое население, объясняет Кондрашов.
 
В Минэкономразвития не называют цифр, но считают, что вклад фактора «Платона» в инфляцию будет слабо ощутим. Введение платы ведет к росту транспортных издержек, доля которых в розничных ценах невысокая, говорит представитель министерства, к тому же сейчас возможность перенесения издержек на цены крайне ограниченна.


Также рекомендуем:

По словам Александра Дьяконова из FM Logistic, средний платеж по «Платону» с грузовика в год –… «Платон» превратился в налог в пользу концессионера, считает…
13:03, 05 июля 2016

Напомним, система «Платон» введена в действие с ноября 2015 года … Ранее Milknews сообщал, что введение системы «Платон» привело к тому, что грузоперевозчики стали менять…
13:57, 14 апреля 2016

В Москве почти 90% зарегистрированных пользователей системы «Платон» установили бортовые устройства Об этом сообщили в пресс-службе компании-оператора системы «Платон» «РТ-Инвест Транспортные системы».
17:15, 05 декабря 2016

«Когда внедрялся «Платон», был такой же вопрос: а когда будет внедрен «Платон», это повлияет на стоимость продукции? … Система взимания платы за проезд грузовиков массой…
14:40, 07 ноября 2016

Идею распространить опыт «Платона» в субъектах федерации поддержал министр транспорта Максим Соколов: «По большому счету это правильно» … «Если «Платон» на региональных дорогах все же…
06:30, 26 октября 2016


Цитата

Александр Ткачев

Я с удовольствием каждый день читаю Milknews. Мне нравится!
Портал поднимает проблематику и вопросы отрасли.

НОВОЕ НА САЙТЕ