компоненты

Доля сельских рынков в розничной торговле снизилась до минимальной


Крупные сетевые магазины заметно увеличили свою долю на рынке розничной торговли, тогда как местные ярмарки, несмотря на поддержку государства, неуклонно ее теряют, говорится в исследовании Национального рейтингового агентства (НРА), с которым ознакомились "Известия". Так, доля ярмарок упала до 7% по сравнению с 26,2% в 2000 году. Сельские рынки в ближайшие годы будут и дальше сокращать свою долю, проигрывая прежде всего по цене. По оценкам экспертов, вариантов развития событий всего два: либо фермеры найдут дорогу в сети, либо ярмарки исчезнут как вид торговли.  

Лидеры сегмента (например, "Магнит" и Х5 Retail Group, выручка каждого составила 1 трлн рублей по итогам года) наращивают доли, отвоевывая рынок у небольших региональных игроков, следует из данных НРА. По оценке аналитического ресурса InfoLine, если в 2015 году на долю десяти крупнейших ритейлеров приходилась четверть рынка (3,3 трлн рублей), то по итогам прошлого года их доля превысила уже 27% (3,8 трлн рублей).

Наиболее яркими примерами ухода региональных сетей с рынка в 2016 году стали: закрытие кемеровской сети супермаркетов "Чибис" (существовала с 1992 года, насчитывала около 160 магазинов в регионах Сибирского федерального округа, Красноярском крае и в Хакасии) и продажа продовольственного бизнеса финской Kesko (магазины под брендом K-Ruoka) торговой сети "Лента".

Сельские ярмарки исчезают еще более активно. Как указывает НРА, на рынке продолжается тенденция сокращения доли продаж на рынках и ярмарках, несмотря на меры правительства по поддержанию и развитию сельхозярмарок с минимальными наценками. В структуре оборота розничной торговли за прошлый год на долю ярмарок и рынков пришлось порядка 7,1% (в 2015-м — 7,9%). Для сравнения: в 2000 году этот показатель составлял 26,2%.

Ярмарки проиграли в конкурентной борьбе, уверена сотрудник кафедры маркетинга Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Юлия Сяглова.

"На самом деле, если мы проведем мониторинг цен, которые предлагают на этих ярмарках, они намного выше, чем цены на аналогичные продукты питания и потребительские товары, которые предлагают сети", — пояснила она.

Из-за дороговизны предлагаемых товаров ярмарки ориентированы на потребителя со средним и выше среднего уровнем доходом, который скорее воспользуется специализированными магазинами и продуктовыми бутиками, считают эксперты. Кстати, доля последних также растет внушительными темпами, а сами они теснят даже крупные сети.

По данным исследования глобальной аналитической компании Nielsen, потребители всё чаще отдают предпочтение специализированным магазинам и готовы потратить больше времени на совершение покупок в них, чем на шопинг в одном универсальном супермаркете. По данным Nielsen, особенно ярко динамика проявляется в крупнейших городах: например, в Москве количество винных бутиков за 2016 год выросло на 28%, в Санкт-Петербурге — на 17%.

Таким образом, сельские ярмарки оказались под двойным давлением. Впрочем, выход из положения для фермеров-продавцов всё же есть, уверен председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

"Если говорить с точки зрения малого и среднего производителя пищевых продуктов, то он, безусловно, заинтересован в расширении каналов для сбыта своей продукции. Его, безусловно, надо поддерживать. Как мне кажется, сейчас перспектива для малых и средних производителей состоит в том, чтобы появились провайдеры, которые обеспечили бы их выходы в торговые сети. До этого сети не будут работать с малыми и даже средними поставщиками, это им невыгодно: слишком большие издержки на логистику, нет гарантии стабильности качества", — пояснил он "Известиям".

Даже если ярмарки не смогут приспособиться к изменившейся рыночной среде, их исчезновение вреда потребителю не нанесет, считает президент национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков.

"Для рядового покупателя, наверное, ничего не изменится, если исчезнут ярмарки. Есть аналогичные продукты в розничных сетях: там и проще, и более безопасно. А для развития фермерских хозяйств это проблема", — опасается он.

По данным НРА, по итогам прошлого года список десяти крупнейших розничных сетей России не изменился. Лидерство по чистой выручке (без НДС) по-прежнему осталось за сетью "Магнит" (1069,2 млрд рублей), к ней вплотную приблизилась сеть X5 RetailL Group (1025,6 млрд рублей), следом со значительным отрывом шли Auchan, ГК "Дикси" и "Лента".

В Минпромторге не смогли предоставить оперативный комментарий.

Источник: "Известия"

1505458800

2449 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН
Телеграм MN
Комментарии
Чечин
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен