компоненты

Путин одобрил схему сплошной маркировки на товарном рынке до 2024 года


Президент Владимир Путин одобрил ноябрьское решение правительства о создании до 2024 года системы сплошной маркировки товаров на базе ООО "Оператор-ЦРПТ". В компании предполагают, что концепция маркировки будет готова в начале 2018 года, предлагаемая модель — единый оператор частно-государственного партнерства для всего товарного рынка, оплата за единицу кода, единая маркировка для всех товаров. Вчера же Госдума приняла поправки к законодательству, переносящие до 2020 года обязательность маркировки лекарств,— видимо, эта система будет интегрирована в будущую единую сеть.

В распоряжении “Ъ” оказалось письмо председателя правительства Дмитрия Медведева президенту Владимиру Путину, сообщающего об одобрении Белым домом предложений ГК "Ростех" по созданию системы цифровой маркировки товаров в РФ на период до 2024 года. По данным “Ъ”, в правительстве вопрос обсуждался на совещании 10 ноября, 19 декабря президент одобрил предложение о реализации системы и о выборе схемы коммерческой части ее реализации в рамках частно-государственного партнерства — создании единого оператора системы на базе ООО "Оператор-ЦРПТ". Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), дочерней структурой которого является ООО,— совместная компания "Элвис-Плюс групп" Александра Галицкого, поставщика биллинговых систем "МегаФона" АО "Петер Сервис" и концерна "Автоматика" ГК "Ростех". В совещании 10 ноября приняли участие представители "Ростеха" и группы USM, основного совладельца "Мегафона".

По словам председателя совета директоров ЦРПТ Михаила Дубина, "модель ГЧП на базе единого оператора является наиболее эффективной для реализации такого проекта — это положительно отразится и на сроках, и на качестве". По данным “Ъ”, основными аргументами в пользу схемы ГЧП в проекте стали сроки его реализации. Идея "сплошной" маркировки значительной части товарного рынка в мире пока не реализовывалась, однако на чувствительных с точки зрения обращения подделок или с налоговой точки зрения рынках она с 2000-х в разных вариантах внедряется в ЕС (лекарства с 2018 года, табак с 2019 года), Китае (проекты по лекарствам и продуктам питания с 2007 года, частично отмененные как неудачные), США (лекарства с 2023 года), Бразилии (лекарства с 2016 года, табак с 2007 года, пиво и безалкогольные напитки с 2098 года), Турции и еще около десяти странах мира. В ЕС оператором системы по лекарствам является госструктура EDQM, в Бразилии и Турции проектом занималась швейцарская компания SICPA, в Китае проект по лекарствам после 2014 года реализует Alibaba, в США система в той же сфере децентрализована.

Как указывается в презентации BCG по этому вопросу, схема с централизованным оператором ГЧП позволяет реализовать проект достаточно быстро и дает возможность развития системы дополнительных услуг для бизнеса — единая маркировка позволяет экономить на логистике и хранении, развивать цифровой маркетинг и выигрывать не только на ограничении оборота на рынке контрафакта — предельный эффект для компаний на рынках на горизонте пяти лет оценивается в 4,5–5% роста продаж. Соответственно, стоимость маркировки на фармрынке BCG оценивается в 0,2–0,3% от цены упаковки лекарств, на табачном рынке — 0,3–0,5%. Потенциальный эффект для рынков оценивается предельно в 50–70 млрд руб. дополнительных продаж в год (для табачного рынка до 90 млрд руб.), доходы оператора системы — порядка 10 млрд руб. в год. Основная заявленная цель государства в проекте не только в дополнительных сборах налогов, но в первую очередь в "обелении" бизнеса и сокращении оборота контрафакта, наносящего ущерб потребителю и в случае с рядом рынков угрожающего его жизни и здоровью.

Схема "оплата за единицу кода" предложена ЦРПТ как альтернатива двум другим моделям (оплата за трансакцию и полное бюджетное финансирование) и как более дешевая и позволяющая оплачивать работу системы не потребителям или налогоплательщикам, а производителям и импортерам. Единая система для всех избрана из-за многочисленности запросов на отдельные проекты в этой сфере — напомним, с 15 января Минпромторг и табачные компании с использованием технологий ЦРПТ запускают "пилот" по цифровой маркировке табачных изделий, на 2018 год, сообщил господин Дубин, предполагается также "пилот" на рынке обуви. Есть инициативы Минсельхоза по отдельным группам продовольственного рынка, идет "пилот" по лекарствам, работает система ФНС по RFID-маркированию меха, наконец, работает создававшаяся десять лет госсистема маркировки алкогольных изделий ЕГАИС — затраты на унификацию и создание в будущем "шлюзов" отдельных информсистем для нужд Минфина и ФНС росли бы в геометрической прогрессии.

По словам господина Дубина, "утверждение правительством концепции, в которой этапы создания в России транспарентного рынка товаров будут детализированы, планируется в начале следующего года". Судя по содержанию поправок Госдумы ко второму чтению к проекту о маркировке лекарств, вероятно, с 2020 года лекарственная подсистема будет частью системы. ЦРПТ в 2018 году намерена сконцентрироваться на "пилотах", инфраструктуре, локализации производства техники, интеграции системы с вводящимися с июля 2019 года как обязательные онлайн-кассами ФНС.

Источник: "Коммерсантъ"

1513844132

2964 просмотра

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
Комментарии
Мороженое
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
полки 4 апреля
Подпишитесь на нашу рассылку
Мороженое


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен