Плата за проезд большегрузов по федеральным дорогам скажется на ценах на продукты
С 15 ноября 2015 года вступает в силу статья 31.1 федерального закона «Об автомобильных дорогах», согласно которой будет взиматься плата за проезд грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 12 тонн по всем федеральным дорогам. Крупные отраслевые объединения всерьез обеспокоены грядущей административной нагрузкой на предпринимателей и обратились к главе Правительства РФ Дмитрия Медведева.
Всего 15 российских отраслевых союзов подписали обращение на вице-премьера, в котором говорится о новой системе взимания платы с большегрузных автомобилей, копия обращения есть в распоряжении Milknews. Представители бизнеса считают: новая инициатива важна, но беспрецедентна по своему масштабу и влиянию на экономику. «В настоящее время бизнес, оперирующий большегрузным автотранспортом, уже несет фискальную нагрузку в виде обязательного топливного акциза и транспортного налога, которые направляются в счет компенсации вреда, причиняемого дорогам данным видом транспорта», - считают представители союзов. Эксперты оценивают, что новое регулирование приведет к увеличению себестоимости перевозок грузов по автомобильным дорогам на 15-20% в дополнение к значительному росту тарифов на грузоперевозки.
Ежегодно автомобильным транспортом перевозится более 5 млрд тонн грузов, что составляет практически половину всего грузопотока страны. При этом, как отмечают эксперты, перевести грузопоток на другие виды транспорта невозможно из-за особенностей логистики продуктов питания. Таким образом, новое регулирование приведет к росту розничных цен на продовольствие на 2%. В рублевом выражении практически каждый килограмм готового продукта на полке магазина вырастет в среднем на 1-3 рубля. Наибольшая нагрузка придется на продукты с низкой стоимостью и высокой чувствительностью к издержкам, то есть на социально значимые продукты питания.
Запуск введения нового сбора планируется уже в ноябре, при этом участники рынка сохраняют сомнение относительно технической готовности ключевых элементов системы. «Существенным недостатком является то, что до настоящего времени не проводилось тестовой эксплуатации, необходимой для сбора статистики и апробации рабочей системы, хотя это является сложившейся нормой для вновь вводимых платных участков дорог, как в России, так и за рубежом», - говорится в письме. Иными словами, бизнес опасается, что новая система может дать сбой, что приведет к транспортным коллапсам на вновь вводимых платных участках дороги.
При этом, поправки в КоАп, предусматривающие штрафы до 1 млн рублей за невнесение платы, вступают в силу уже 15 ноября 2015 года. В условиях имеющихся вопросов к готовности инфраструктуры и недостаточной информированности участников рынка о порядке запуска системы, вступление в силу новых поправок может привезти к необоснованному привлечению к ответственности транспортных компаний, обслуживающих, в том числе, промышленные и торговые предприятия.
Главы 15 отраслевых союзов настаивают на пересмотре процедуры вступления нового регулирования во избежание негативных последствий для экономики. По мнению глав союзов, реализацию подобной инициативы стоит отложить как минимум до 2016 года. При этом в рамках переходного периода представители бизнес-сообщества хотели бы принять активное участие в работе специальных рабочих групп для проработки возможных рисков и мониторинга системы.