07:53, 10 июня 2016

Правительство утвердило Стратегию развития малого и среднего бизнеса до 2030 г.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в РФ на период до 2030 года. Об этом он сообщил на заседании правительства России, пишет ТАСС.

"Я подписал документ - Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Конечно, наша задача - поддерживать людей, которые хотят развивать свое дело", - сказал премьер, констатировав, что по уровню малого и среднего бизнеса Россия пока отстает от развитых стран.

"Задача стратегии - помочь малому и среднему бизнесу занять большую долю в экономике нашей страны", - пояснил глава правительства.

По словам Медведева, Стратегия, в частности, предполагает "упрощение доступа для малого и среднего бизнеса к деньгам, к инженерным сетям, конечно, снижение административной нагрузки, чем мы с вами постоянно занимаемся, но с переменным успехом скажем прямо".

"Нужно помочь людям осваивать новые ниши, внедрять передовые технологии", - добавил Медведев, указав среди целей стратегии рост числа занятых в МСБ, увеличение производительности труда и доли обрабатывающих производств. "И нужно поддержать спрос на товары и услуги, в том числе через расширение квоты в закупках государственных компаний", - сказал премьер-министр.

Как указывается на сайте правительства РФ, реализация Стратегии к 2030 году "позволит увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%)". В свою очередь, оборот малых и средних предприятий должен вырасти в 2,5 раза, производительность труда в этом секторе - в два раза, доля обрабатывающей промышленности в обороте МСБ - до 20%, а доля занятых в этой сфере в общей численности работающих - до 35%.

О производительности труда на малых предприятиях 

В опубликованной Стратегии говорится, что производительность труда на малых и средних предприятиях в РФ, по оценке Министерства экономического развития, ниже уровня развитых стран (США, Японии, стран Европейского союза) в два-три раза.

В документе отмечается, что вклад малого и среднего предпринимательства в общие экономические показатели в РФ существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Малое и среднее предпринимательство в России - это в первую очередь микробизнес (95,5% общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). Число средних предприятий сравнительно невелико.

"На малые и средние предприятия приходится только 5 - 6% общего объема основных средств и 6 - 7% объема инвестиций в основной капитал в целом по стране", - говорится в стратегии.

В последние годы динамика развития малого и среднего предпринимательства является отрицательной. Доля малых и средних предприятий в обороте предприятий по экономике в целом, по данным Федеральной службы государственной статистики, поступательно снижается. "Падение показателя только в 2014 году по сравнению с 2013 годом составило 1,8 подпунктов - с 34,2% в 2013 году до 32,4% в 2014 году", - подчеркивается в документе.

В опубликованной стратегии также сообщается, что сегодня малые и средние предприятия - это 5,6 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн граждан. Около одной пятой валового внутреннего продукта РФ, а во многих субъектах страны треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями. Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.

Доля экспорта малого бизнеса в экспорте РФ должна вырасти к 2030 г. в два раза

В Стратегии также указано, что доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта РФ должна вырасти почти в два раза - до 12% в 2030 году с 6,5% в 2015 году. Согласно прогнозам, доля экспорта малого бизнеса в 2018 году должна вырасти до 7%, в 2020 году до 7,5%, в 2025 году до 9%. Прогнозные показатели рассчитаны Федеральной таможенной службой (ФТС) России.

В стратегии отмечается, что доля малого бизнеса в общем объеме экспорта довольно мала по сравнению с другими странами.

"В 2014 году доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта РФ, по данным ФТС, составила около 6%. В то же время вклад малых и средних предприятий в экспорт развитых стран довольно значителен - их доля в общем объеме экспорта, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, составляет от 25 до 35%. В отдельных развивающихся странах вклад малых и средних предприятий в экспорте продукции еще выше - в Южной Корее около 40%, в Китае - более 50%", - говорится в документе.

Только 4,7% россиян являются начинающими предпринимателями против 13,8% в США

Согласно данным, содержащимся в Стратегии, только 4,7% граждан РФ трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями, при том, что в других странах БРИКС этот показатель существенно выше.

Согласно данным проекта "Глобальный мониторинг предпринимательства 2014", которые приводятся к документе, в странах БРИКС фиксируется более высокое значение этого показателя (Бразилия - 17,2%, Китай - 15,5%, Индия - 6,6 %, ЮАР - 7%).

"В США доля граждан, начинающих собственный бизнес, в общей численности трудоспособного населения составляет 13,8%", - приводят пример авторы документа.

Кризис оказал негативное воздействие на сектор малого и среднего бизнеса в РФ

Кризисные явления оказали сильное негативное воздействие на сектор малого и среднего предпринимательства, говорится в опубликованной Стратегии. "Рост процентных ставок и кризис ликвидности - эти и другие смежные факторы отрицательно повлияли на себестоимость продукции и рентабельность бизнеса, инвестиционные планы и финансовую устойчивость малых и средних предприятий", - говорится в документе.

В условиях действия кризисных явлений в экономике в конце 2014 года и в 2015 году обострилась ситуация со спросом на продукцию малых и средних предприятий. Отдельные меры проводимой государственной политики в социально-экономической сфере не до конца обеспечили учет интересов малых и средних предприятий. "Среди таких мер - отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах РФ и ряд других мер", - следует из стратегии.

Авторы документа также указывают и на нерешенный вопрос доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурса для целей развития бизнеса. Так, по данным Банка России, в 2015 году доля малых и средних предприятий в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составила 16,9% при среднемировом уровне в 23%.

К 2030 г. на одну тысячу россиян должно быть 46 предприятий малого бизнеса

В документе значится, что к 2030 году в России число субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения должно вырасти до 46 компаний против 39 в 2015 году. 

Согласно документу, в 2018 году на 1 тыс. россиян должно приходиться 39 предприятий малого и среднего бизнеса, в 2020 году - 40, в 2025 - 44. Прогнозные данные представлены Росстатом и Федеральной налоговой службой (ФНС) России.

Кроме того, должен увеличиться и коэффициент "рождаемости" субъектов малого и среднего бизнеса (то есть количество созданных в отчетном периоде малых и средних компаний на 1 тыс. действующих на дату окончания отчетного периода таких предприятий). Так, в 2018 году в отчетном периоде должно быть создано 16,5 предприятий, в 2020 году -17,5, в 2025 году - 20, в 2030 году - 22,5.

Доля малых предприятий в ВВП РФ к 2030 году должна увеличиться вдвое - до 40%

Главным ориентиром стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ до 2030 года является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза - с  20% до 40%, что будет соответствовать уровню развитых стран. 

"Ежегодный прирост указанной доли должен составлять 1 п.п. и более. Это, в свою очередь, требует значительного расширения инвестиционного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций домохозяйств, крупного бизнеса, институтов развития в объеме, достаточном для обеспечения выполнения указанного ориентира", - говорится в документе.

К базовым индикаторами достижения указанной цели в 2030 году закладывают увеличение в 2,5 раза оборота малых и средних предприятий в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении), а также  увеличение в 2 раза производительности труда в секторе малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к 2014 году (в реальном выражении).

Стратегия предусматривает увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) до 20%. Кроме этого, увеличение доли занятого населения в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения до 35%.

Малый бизнес к 2030 году должен обеспечить 4,25 млн новых рабочих мест

Прирост высокопроизводительных рабочих мест на малых и средних предприятиях (накопленным итогом) к 2030 году должен составить 4,25 млн единиц, говорится в материалах стратеги.

В 2018 году прирост рабочих мест малых предприятий должен составить 1,25 млн мест, в 2020 году - 1,75 млн мест, в 2025 году - 3 млн мест. Прогнозные данные подготовлены Росстатом и Минэкономразвития России.

Как отмечается в стратегии, сейчас малые и средние предприятия в РФ - это 5,6 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн граждан. 
 


Также рекомендуем:

Попова: стратегия повышения качества пищевой продукции не угрожает бизнесу … Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Стратегию повышения качества пищевой продукции до 2030 года.
13:26, 07 июля 2016

В тексте стратегии говорится, что она "обеспечит увеличение средней продолжительности жизни и активного долголетия; достижение массовой приверженности принципам здорового питания".
17:18, 31 марта 2016

Решением должна стать Национальная экспортная стратегия: работа над внутренним рынком, развитие экспортной инфраструктуры и участие во внешних рынках (выставки, форумы).
22:27, 20 сентября 2016

Согласно Стратегии, качество выпускаемой продукции будет обеспечена благодаря системе его отслеживания и изменинию нормативного регулирования стандартов производства … Стратегия повышения качества пищевой продукции до 2030…
10:15, 14 июля 2016

«Производственный персонал: стратегия 2030» это… - возможность познакомиться с успешными HR-стратегиями производственных компаний.
18:46, 12 января 2016


Цитата

Александр Ткачев

Я с удовольствием каждый день читаю Milknews. Мне нравится!
Портал поднимает проблематику и вопросы отрасли.

НОВОЕ НА САЙТЕ


08 декабря 2016 17:20
Самый дорогой в мире сыр стоит 880 фунтов за кг