23:24, 19 сентября 2016

BCG: Четыре стратегии создания и сохранения стоимости в сфере молочной продукции

Рынок молочной продукции интенсивно растёт во всём мире, но это сектор с двухскоростным режимом: наиболее перспективные рынки – это те, которые наименее развиты. Общие темпы роста прогнозируются на уровне 10%, и именно Китай, Ближний Восток и Юго-Восточная Азия обеспечат 75% роста в следующие пять лет.

The Boston Consulting Group (BCG) выпустил новый отчет, который называется «Четыре стратегии создания и сохранения стоимости в сфере молочной продукции». В нем представлены стратегические советы для управленцев по росту и увеличению прибыли в секторе. Milknews ознакомился с текстом отчета и представляет краткий курс успешного молочного предприятия от BCG.

Радужные перспективы выручки

В 2015 году категория молочной продукции показала самый значительный и быстрый рост выручки в секторе продуктов питания и напитков: объём продаж во всём мире достиг $500 млрд. Однако по показателю добавленной стоимости данная индустрия отстаёт.

Как пишут аналитики, в период с 2009 г. по 2014 г. включительно годовой рост прибыли производителей молочной продукции был в целом почти в два раза ниже по сравнению с компаниями, выпускающими другие продукты питания и напитки (5% по сравнению с 9%). Перспективы по показателям выручки довольно радужные: аналитики прогнозируют, что к 2020 г. объём продаж составит $800 млрд.

Однако компании не могут рассчитывать на успех только за счёт повышения спроса. Многочисленные региональные особенности, присущие данному сектору, например, фрагментированность поставок и радикально отличающиеся друг от друга розничные каналы, приводят к тому, что производителям особенно сложно конкурировать в более широком масштабе.
 
«Сектор молочной продукции по-прежнему работает в двухскоростном режиме, — приводятся в отчете слова Марка Гилберта, партнёра BCG и соавтора отчёта. — Рост на развитых рынках в целом довольно вялый (хотя некоторые подкатегории продуктов развиваются). При этом на развивающихся рынках потребление растёт быстрее ВВП». На Китай, Ближний Восток и Юго-Восточную Азию будет приходиться 75 % от 10 %-го годового роста, прогнозируемого в следующие пять лет.

Однако несмотря на свою перспективность на многих развивающихся рынках отсутствует так называемая холодильная цепь, обеспечивающая свежесть и безопасность поставок, розничные каналы недостаточно хорошо развиты, а потребители в сельских регионах труднодоступны.

Как утверждают специалисты BCG, компании должны иметь обязательные исходные условия: хорошо отлаженные, оптимизированные процессы и методы повышения эффективности по всей цепочке создания стоимости. Кроме того, им следует выбрать правильную стратегию создания стоимости, благодаря которой они смогут добиться устойчивого роста.

Обеспечение необходимых условий

В отчёте указываются три обязательных для успеха условия. Прежде всего, компании должны рационализировать систему управления поставками. Обеспечение качества имеет решающее значение как при поставке высококачественных кормов для дойных коров, импорта сухого молока, так и при внедрении строгих механизмов контроля качества. В противном случае это может негативно повлиять и на потребителей, и на бренды, как это случилось в 2008 г. в Китае при загрязнении меламином.

Поскольку в секторе молочной продукции маржа невелика, большую роль играют меры контроля расходов и другие методы повышения эффективности. Для улучшения эффективности системы поставок компании могут рационализировать свою операционную деятельность различными способами, включая совершенствование эксплуатации производственного оборудования, упрощение бизнес-процессов и использование цифровых технологий (например, робототехники и автоматизированных систем хранения).

Наконец, производителям требуется эффективная стратегия выхода на рынок.
 
“На развивающихся рынках это подразумевает создание надёжной сбытовой сети, которая гарантирует свежесть продукции, на основе системы розничных каналов, — отмечает Джефф Гелл, старший партнёр BCG и соавтор данного отчёта. — При этом может потребоваться продуктовая стратегия, которая бы работала в условиях отсутствия инфраструктуры”.

На развитых рынках, где розничная сеть быстро становится всё более диверсифицированной, производителям следует тщательно отслеживать возникающие сложности и новые возможности.

Выбор правильной стратегии создания стоимости

В отчёте выделены четыре основные стратегии создания стоимости, которые могут выбрать производители молочной продукции, чтобы добиться прибыльного роста.
  • Поиск возможностей на развивающихся рынках. С этой целью компании необходимо исключить перебои в поставках. Что касается сбыта, производитель должен ориентироваться либо на крупнейшие города и предлагать высококачественные продукты, либо инвестировать в развитие сети магазинов в шаговой доступности. Чтобы конкурировать с действующими игроками, требуются капиталовложения в продвижение торговой марки.
  • Слияния и поглощения, стратегические партнёрства. Несколько компаний в отрасли с наилучшими показателями добились роста в результате реализации агрессивных программ слияний в период с 2009 г. по 2015 г., а два крупнейших производителя увеличили таким путём свою выручку более чем вдвое. Выбор стратегии слияний и поглощений должен быть основан на преимуществах и возможностях компании и, самое главное, учитывать её стратегию роста. «Если производитель стремится снизить издержки, — считает Гилберт, — необходимо вывести активы из нишевых направлений бизнеса, которые могут быть наиболее затратными. Однако если цель компании — инновации, следует рассмотреть возможность отказа от товарных групп, которые будут снижать маржу». Некоторым компаниям слияния позволили укрепиться на развивающихся рынках: они предоставили свои методики развития производства и цепочки поставок местным операторам сетей в обмен на их знания о потребителях и доступ к рынку.
  • Переход к выпуску более высокодоходных продуктов. Компании могут рассмотреть возможность кардинальной перегруппировки всего своего портфеля высокодоходных продуктов либо значительного сокращения числа неэффективных товаров и категорий. Какой бы подход ни выбрал производитель, переход к выпуску более высокодоходных продуктов требует постоянного мониторинга портфеля, поскольку уровень маржи по каждой конкретной товарной категории различается на разных рынках и может меняться с течением времени.
  • Инновации. Данная стратегия позволила многим компаниям добиться прибыльного роста как при создании нового продукта или формата (например, готовый к употреблению кофе), так и при использовании перспективной тенденции (альтернативные молочные продукты). Однако инновации не могут быть лишь эпизодической практикой. «Новые продукты, помогающие увеличить долю на рынке, обычно позволяют удерживать её примерно в течение года, а затем у лидера появляются конкуренты, — говорит Гелл. — Выбирая этот путь, будьте готовы сделать инновации одним из приоритетов, который станет неотъемлемым компонентом корпоративной культуры».


Также рекомендуем:

Попова: стратегия повышения качества пищевой продукции не угрожает бизнесу … Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Стратегию повышения качества пищевой продукции до 2030 года.
13:26, 07 июля 2016

В тексте стратегии говорится, что она "обеспечит увеличение средней продолжительности жизни и активного долголетия; достижение массовой приверженности принципам здорового питания".
17:18, 31 марта 2016

Решением должна стать Национальная экспортная стратегия: работа над внутренним рынком, развитие экспортной инфраструктуры и участие во внешних рынках (выставки, форумы).
22:27, 20 сентября 2016

Согласно Стратегии, качество выпускаемой продукции будет обеспечена благодаря системе его отслеживания и изменинию нормативного регулирования стандартов производства … Стратегия повышения качества пищевой продукции до 2030…
10:15, 14 июля 2016

«Производственный персонал: стратегия 2030» это… - возможность познакомиться с успешными HR-стратегиями производственных компаний.
18:46, 12 января 2016


Цитата

Александр Ткачев

Я с удовольствием каждый день читаю Milknews. Мне нравится!
Портал поднимает проблематику и вопросы отрасли.

НОВОЕ НА САЙТЕ


05 декабря 2016 18:00
Медведев: господдержка АПК в 2017 году превысит 220 млрд рублей
05 декабря 2016 17:51
Игорь Кузин провел селекторное совещание с представителями всех региональных органов управления АПК