«Ъ»: посещаемость торговых центров растет
Shopping Index, составляемый Watcom, показал, что активность потребителей, покупающих товары для детей в школу в последнюю неделю августа, сократилась всего на 3%, пишет «Коммерсант».
Покупатели, арендаторы и владельцы торговых адаптировались к кризису, полагают эксперты.
За неделю перед 1 сентября, когда перед началом нового учебного года активность покупателей возрастает, Shopping Index компании Watcom оказался всего на 3% ниже, чем был осенью 2014 года.
«Спрос возвращается, потребители готовы к разумным тратам», - сообщает президент Watcom Роман Скороходов. По его словам, в прошлом году в эту неделю отставание от показателя 2013 года было выше 20%. В этом году по сравнению с аналогичной неделей прошлого года рост индекса составил 6%.
По мнению Скороходова, оживлению спроса способствовала маркетинговая активность управляющих торговыми центрами.
«Они и арендаторы проводили акции», - поясняет он. Такие мероприятия существенно влияют на динамику посещаемости и продаж, соглашается директор отдела торговых помещений по Москве CBRE Марина Малахатько.
Она тоже фиксирует рост посещаемости торговых центров, отмечая, что вместе с этим выросло и число совершаемых покупок. В ходе анализа данных трех средних торговых центров и девяти ритейлеров выяснилось, что в период с июня по август покупки одежды и обуви выросли на 12%.
«Это плюс полторы-две вещи за одно посещение», - отмечает Малахатько.
В прошлом году, по данным Shopping Index, промоакции не помогали: на 35-й неделе (перед 1 сентября) в галереях, где арендопригодная площадь превышает 40 тыс. кв. м, посетителей было на 16% меньше, чем в аналогичный период 2014 года. В небольших торгцентрах, где под торговлю отдано от 20 тыс. до 40 тыс. и от 5 тыс. до 20 тыс. кв. м, посещаемость упала на 10% и 3% соответственно.
Однако текущий рост показателей в торговле неравномерный, считает гендиректор ITD Properties (управляет ТРК "Торговый квартал Домодедово") Индира Шафикова.
«Средний чек в одном из наших продуктовых супермаркетов не изменился с прошлого года и остался на уровне 500 руб., но товарооборот магазина снизился на 5%. Потребители продолжают экономить», - говорит она.
В целом же на этот год у главы ITD Properties более оптимистичные ожидания. «На момент открытия в конце августа на Кутузовском проспекте ТЦ «Океания» в нем работало 70% магазинов. Когда в 2014 году на Ходынке открывался «Авиапарк», там было свободно 65% площадей», - приводит пример она.
Марина Малахатько наступившее оживление воспринимает осторожно: «Покупают очень вдумчиво, присматриваясь к цене. Продавцы товаров роскоши будут чувствовать себя более уверенно, чем ритейлеры сегмента масс-маркета, вынужденные увеличивать цены: потребитель помимо сокращения расходов стремится к индивидуальности».