Коптелов

Лилия Сургучева: Ветеринарная информационная система должна подчиняться Минсельхозу


В России хотят создать новую информационную систему в области ветеринарии, которая станет чем-то вроде госреестра с информацией о ветеринарах, документах и проверках. Однако специалисты спорят кому должен подчиняться такой ресурс – Минсельхозу или Россельхознадзору. Президент ассоциации «Ветбезопасность» Лилия Сургучева высказала точку зрения организации.
 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации проводит работу по созданию и внедрению Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС). Целями создаваемой ФГИС являются в том числе обеспечение прослеживаемости подконтрольных товаров, оформление и выдача ветеринарных сопроводительных документов (ВСД).
 
По результатам публичного обсуждения и антикоррупционной экспертизы 30.05.2016 на Федеральном портале проектов нормативных актов (в разделе «Подготовка заключения об ОРВ») Минсельхоз России разместил доработанный проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии». Доработанный проект постановления учитывал все предложения участников обсуждения и содержал в том числе следующие ключевые положения:
 
– оператором ФГИС выступает Минсельхоз России, который, не являясь участником государственного ветеринарного надзора, осуществляет деятельность по созданию, развитию и эксплуатации системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;
– один из принципов создания ФГИС – использование усиленной квалифицированной электронной подписи для обеспечения юридически значимого электронного документооборота;
– ФГИС является государственным информационным ресурсом системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», одно из средств ФГИС – автоматизация бизнес-процессов.
 
10 июня 2016 года на совещании у Директора департамента экономики и государственной поддержки агропромышленного комплекса Минсельхоза России А.А. Куценко указанный доработанный проект постановления был поддержан представителями как государственных органов, так и бизнеса. Департаменту ветеринарии Минсельхоза России было поручено создать рабочую группу в целях обсуждения мероприятий по созданию ФГИС в области ветеринарии.
 
Данное поручение выполнено не было. Более того, 14 июля 2016 года на Федеральном портале проектов нормативных актов был размещен новый проект постановления Правительства России о порядке создания, развития и эксплуатации ФГИС, содержащий изменения, которые не выносились на публичное обсуждение.
 
В новом проекте постановления кардинально изменена концепция ФГИС:
 
– оператором ФГИС, осуществляющим деятельность по созданию, развитию и эксплуатации системы, в том числе по обработке информации, предполагается назначить Россельхознадзор – орган, осуществляющий федеральный государственный ветеринарный надзор;
– положения относительно использования усиленной квалифицированной электронной подписи исключены из текста нового проекта, равно как и положения относительно автоматизации бизнес-процессов.
 
Мы не согласны с таким подходом при подготовке проектов нормативных актов, как и с новой редакцией проекта постановления.
 
Считаем, что Россельхознадзор не может быть наделен названными полномочиями, поскольку, он является одним из непосредственных участников отношений в области ветеринарного надзора и согласно предлагаемой редакции проекта постановления получает инструменты воздействия на других участников. Это может приводить и, мы уверены, приведет к различным злоупотреблениям, возникновению централизованной монополии в данной сфере.
 
Кроме того, Россельхознадзор как инициатор распространения обязательной ветеринарной сертификации на готовую продукцию активно продвигает разработанные им ведомственные системы, в том числе «Меркурий», которые планирует внедрить в состав ФГИС. При этом система «Меркурий» имеет ряд существенных недостатков, не позволяющих осуществлять полноценное оформление ВСД в настоящее время, а именно:
  1. отсутствует возможность использования усиленной квалифицированной электронной подписи;
  2. невозможно обеспечить оформление ВСД в случаях отсутствия доступа к сети Интернет, технического сбоя при условии крайне ограниченного срока годности на ряд подконтрольных товаров;
  3. низкий уровень защищенности коммерческой информации, подлежащей передаче в систему, уязвимость системы;
  4. отсутствует возможность интеграции с современными ERP-системами.
 
Полагаем, что внедрение Россельхознадзором указанных систем, а также передача данному ведомству всех полномочий по созданию и полному контролю ФГИС повлечет значительные расходы участников рынка подконтрольных товаров, увеличится их стоимость. Мы не можем исключить риск остановки оборота подконтрольных товаров. За этим может последовать вереница судебных разбирательств между производителями, поставщиками и торговыми сетями. Таким образом, будут созданы предпосылки для злоупотреблений при осуществлении федерального ветеринарного надзора.
 
На наш взгляд, такой подход к проектированию и созданию ФГИС не соответствует положениям Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-I «О ветеринарии» (в частности, нормам статьи 4.1). Во-первых, цели создания и содержащаяся во ФГИС информация существенно шире сферы деятельности Россельхознадзора. Во-вторых, под созданием ФГИС законодатель предполагает именно процесс создания новой информационной системы, а не трансформации в нее существующих ведомственных систем, изначально предназначенных для других целей и имеющих ряд серьезных недостатков.
 
По нашему мнению, полномочия по созданию, развитию и эксплуатации ФГИС, а также функции по проектному управлению, организационно-методическому сопровождению работ по созданию, развитию и сопровождению ФГИС должны быть возложены на федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации). В этом случае мы поддерживаем идею создания рабочей группы при Минсельхозе России для обсуждения мероприятий по созданию и внедрению ФГИС.
 
Полагаем также необоснованным исключение из текста проекта постановления положения об использовании усиленной квалифицированной электронной подписи для обеспечения юридически значимого электронного документооборота. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Действующее законодательство не предусматривает иного вида обеспечения юридически значимого электронного документооборота.
 
1469116942

8107 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
Мороженое
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
ЧИЗ ЭКСПО
Подпишитесь на нашу рассылку
Мороженое


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен