Артем Белов: необходимо плавно повышать цены и сокращать сроки оплаты товаров
Артем Белов, исполнительный директор "Союзмолоко" о том, какие изменения необходимо внести в закон "О торговле", чтобы стабилизировать ситуацию и гармонизировать взаимоотношения между сетями и производителями.
На современные форматы розничной торговли в настоящий момент приходится около 50% розничного товарооборота в РФ. Эта цифра определяет важность данного канала сбыта для большинства производителей потребительских товаров в Российской Федерации.
Вместе с тем, уровень консолидации розничных сетей, и это общемировая тенденция, существенно выше консолидации производителей. Это определяет более высокую рыночную силу сетей в сравнении с поставщиками продовольственных товаров.
В результате, возникает целых комплекс проблем: жесткое ценовое давление на поставщиков (что иногда приводит к резкому снижению качества продуктов, поставляемых в розничные сети), навязывание поставщикам дополнительных услуг, перераспределение на поставщиков убытков от нереализованной продукции (особенно, это касается скоропортящихся продуктов) и целый ряд других.
В российских условиях, особенно последних месяцев важную роль играет нестабильность экономической ситуации – снижение доступности кредитования, рост долларовой составляющей себестоимости отечественных товаров, на продовольственном рынке – резкий рост стоимости отечетсвенного сырья (прежде всего, молоко, мясо).
В такой ситуации предлагаемые изменения в Закон «О торговле» являются очень своевременными.
Задача государственного регулирования торговой деятельности – это задача создания условий для устойчивого развития всех участников розничного товарооборота: производителей сырья, переработчиков, розничных сетей.
Именно поэтому хочу обратить отдельное внимание на 3 наиболее актуальных вопроса, которые позволят сбалансировать отношение сетей и производителей.
1. Единый договор поставки. Необходимо отказаться от дополнительных договоров (на маркетинговые и прочие услуги) и все условия фиксировать в договоре поставки. В противном случае – сети всегда найдут возможность обойти закон.
2. Сокращение сроков оплаты товаров, особенно по скоропортящимся продуктам. Особенно актуально это в ситуации недоступности кредитных ресурсов и резкой девальвации валюты .
3. Плавное повышение цены. В настоящий момент минимальный срок для пересмотра цен – 45 дней. Опять же с учетом сложившейся экономической ситуации такая практика приведет к резкому единомоментному росту цен. Сроки пересмотра цен необходимо сократить. В идеале до 7 дней. Это позволит производителям избежать убытков, которые многие несут на протяжении последних месяцев.
Эти три превентивных меры позволят стабилизировать ситуацию и гармонизировать взаимоотношения между сетями и производителями.