15:36, 08 декабря 2015

Зачем нужны клинические исследования продуктов питания?

Группа компаний Danone стала организатором научного кафе, тема которого сегодня вызывает все больший интерес как научных кругов, так и широкой общественности.

Дискуссия была посвящена ответу на волнующие потребителей вопросы: что такое пробиотики и пробиотические продукты? Какую роль играют клинические исследования для определения полезных свойств пробиотических продуктов?
Всегда ли производитель должен доказывать их положительное влияние на организм человека?

Экспертами встречи выступили:
Продеус Андрей Петрович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой факультетской педиатрии № 2 Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, зам. главного врача ДГКБ №9 им. Г.Н. Сперанского, научный руководитель Московского городского центра иммунологии и аллергологии Департамента здравоохранения г. Москвы;

Волкова Ольга Константиновна - директор по связям с медицинской общественностью и регуляторным вопросам Группы компаний DANONE в России.


Многие современные производители делают громкие заявления относительно эффективности и полезных свойств производимой ими продукции, однако не всегда могут это научно доказать и подтвердить.

«Когда мы говорим о продуктах питания, безопасность в продуктовом бизнесе играет еще более важную роль, чем в производстве медицинских препаратов. Если с таблетками мы допускаем определённые побочные эффекты, то с продуктами питания так нельзя. Они должны быть абсолютно безопасны! И если производители декларируют эффективность своей продукции, то она должна быть доказана»,- прокомментировал Андрей Петрович Продеус.

Danone ежегодно инвестирует более двухсот миллионов евро в клинические исследования и разработку новых продуктов и сотрудничает с научно-исследовательскими центрами по всему миру. Компания никогда не заявляет о пользе производимых ею пробиотических продуктов, если их эффективность не была доказана.

В России французский холдинг производит две линейки пробиотических продуктов – «Активиа» и «Актимель».

“Я твердо уверена в пользе наших продуктов, потому что сама не раз принимала участие в исследованиях, которые мы проводили с продукцией Danone. Мы гордимся тем, что мы - одна из немногих пищевых компаний, которые имеют свой научно-исследовательский центр недалеко от Парижа - Danone Research. Если говорить о нашей стране, то у нас есть тесный контакт с ведущими медицинскими сообществами. Совместно с ними проходят очень многие исследования," - прокомментировала Ольга Волкова.

Главные цитаты мероприятия:

«Нет таких таблеток, чтобы «выпил, и здоровье стало идеальным»
Андрей Продеус:
- Мы все хотим иметь здоровье, притом прекрасное здоровье. Чаще всего мы хотим иметь здоровье, ничего для этого не делая. Чаще всего приходя к врачу или, допустим, где-то, чего-то читая в интернете, мы хотим съесть один раз одну таблетку, и чтобы у нас все было просто шоколадно. Обычно я говорю, что такая таблетка есть. Цианистый калий называется. Когда нам говорят, что мы можем что-то взять или съесть, и нам будет очень хорошо. Я всегда на это смотрю как на сыр в мышеловке.

Мы с вами как пользователи продуктов питания и лекарств становимся просто заложниками этого бизнеса. Я не думаю, что это правильно, честно и хорошо. Это все-таки, в конце концов, наша жизнь и наше здоровье.


«Флора желудочно-кишечного тракта – главный регулятор здоровья. Как мы кормим ее, так и чувствуем себя»
Андрей Петрович Продеус:

- Так принято считать, что кожа - это самый большой по объему контакта с окружающей средой орган. На самом деле самый крупный орган - это слизистая желудочно-кишечного тракта.

В нашем организме живут бактерии. В желудке и сразу по выходе - десятки тысяч, потом сотни тысяч, в подвздошной кишке уже 103-107. А когда мы говорим о толстом кишечнике, их в разы больше: 1013.

Теперь о функциях, которые вот эта микробиота выполняет у нас в организме. С одной стороны все думают, что вроде как кишечник нужен для того, чтобы мы переваривали что-то. На самом деле, первая и основная его задача - защищать нас. Защищать от того, чтобы мы не отравились, не инфицировались. То есть, чтобы нам было хорошо. То есть надо создать тот защитный барьер на пути плохих микробов и токсинов во внутреннюю среду нашего организма. Это первая защитная вещь.

Потом нужно обязательно, прежде чем что-то попадет в наш организм глобально, нужно это обезвредить, поэтому любой продукт, любой белок, жир, токсин должен быть сначала обезврежен, прежде чем его организм наш сможет дальше утилизировать и использовать для каких-то полезных вещей.

Потом метаболическая роль. Микробиота помогает нам вырабатывать то, что необходимо для нашей жизни и для нашего здоровья. Если мы с вами правильно будем кормить нашу микробиоту, мы будем здоровее.


«От образа жизни, питания, генотипа зависит микробиота, но и микробиота влияет на развитие и функционирование человека, его органов и систем»

«Каждый пробиотический продукт содержит уникальный штамм, который «сажает» туда производитель. Компания – производитель обязана на регулярной основе доказывать, что этот штамм не изменился»

Если мы говорим о пробиотиках, то для того, чтобы иметь этот штамм (этот штамм уникален). Каждый пробиотический продукт содержит уникальный штамм, который «сажает» туда производитель. Чтобы его туда «посадить» и чтобы он прошел по всем международным стандартам, производитель обязан его полностью генетически описать, этот штамм должен быть задепонирован минимум в двух базах данных. Компания –производитель обязана на регулярной основе показывать, что этот штамм не изменился – говоря простым языком - то, что производитель положил вчера, я кладу сегодня, и буду класть завтра и это именно то, что я доказал оказывает действие. И никто другой этого штамма не имеет, потому что это оригинальный штамм. Можно технически у этого производителя купить этот штамм и положить в другие продукты. Но даже если кто-то купил этот штамм, он должен доказать, что в других условиях производства или в другом продукте этот штамм будет работать также. Этим никто не заморачивается! Производитель говорит – раз я положил туда пробиотик, то покупатель должен считать, что пробиотик, который я положил, лежит в этом продукте и в другом - это одно и тоже.

«Первое мультицентровое двойное слепое плацебо контролируемое исследование продукта питания по стандартам GCP – что это и зачем?»

На примере продукта «Актимель»

Мультицентровое – в исследовании участвует не один центр, в случае с «Актимель» исследование проводилось на базе 12 дошкольных учреждений г.Москвы и 7 независимых центров;
Двойное слепое плацебо контролируемое – это значит, что пациент не знает, что он употребляет – то ли пустышку, то ли то, что с препаратом, и врач не знает, что принимает пациент, он просто наблюдает за пациентом;
Рандамизированное – никто из пациентов не знает, в какую группу он попал и какие препараты принимал;
GSP – международные стандарты качественной клинической практики, т.е. честности и открытости

Цели исследования продукта «Актимель»:

- Определить способствует ли потребление продукта изменению частоты стандартных инфекционных заболеваний (СИЗ) по сравнению потребления контрольного продукта.

- Частота потребления продукта: 2 бутылочки по 100 ml продукта «Актимель» либо контрольного продукта в день(одна бутылочка утром и одна бутылочка в полдник) в течении 3 месяцев. Исследуемый продукт и контроль поставлялся компанией DANONE. Поставки осуществлялись каждые две недели.

Вывод: Дети, потреблявшие Actimel, статистически достоверно меньше болели данным заболеванием чем дети в контрольной группе. Данное явление справедливо для всего времени потребления продукта. Общая выраженность (тяжесть) течения всех отмеченных во время исследования заболеваний была меньше в группе детей потреблявших Actimel.


«Польза Danone - плод разработки реальных учёных»

Волкова Ольга Константиновна - директор по связям с медицинской общественностью и регуляторным вопросам Группы компаний DANONE в России:

- Я абсолютно верю в пользу наших продуктов – почему? Потому что я принимала участие во многих исследованиях, которые мы проводили с нашими продуктами. И я абсолютно точно могу вам сказать об их пользе.

Мы гордимся тем, что мы одна из немногих пищевых компаний, которые имеют свой научно-исследовательский центр.

«Более двухсот миллионов евро(!) ежегодно Danone Research вкладывает в исследования новых продуктов»

Волкова Ольга Константиновна:

Центр Danone Research занимается разработкой новых продуктов, занимается исследованием новых продуктов, имеет огромную микробиологическую лабораторию, которая на сегодняшний день обладает коллекцией штаммов - более трех тысяч различных штаммов микроорганизмов.

Не каждая исследовательская микробиологическая лаборатория обладает такой коллекцией штаммов. И все те штаммы, которые мы используем в наших продуктах, как раз пришли именно из этой коллекции.

Каждый год Danone Research вкладывает более двухсот миллионов евро в разработку исследования новых продуктов – это колоссальные бюджеты. На сегодняшний день, Danone Research коммуницирует и тесно работает со многими научно-исследовательскими центрами по всему миру.


«Критерии качества Danone, какие они?»

Волкова Ольга Константиновна:

- Когда мы производим наши пробиотические продукты, мы четко руководствуемся основными тремя требованиями, которые мы предъявляем к этим продуктам.

Первое требование: тот пробиотический штамм, который мы добавляем в наши продукты, должен выжить на протяжении всего срока годности готового продукта.

Второе требование: при потреблении нашего продукта, этот штамм должен пройти через агрессивную среду желудка и в достаточном количестве дойти до толстого кишечника, где и применит свои основные свойства. Это мы тоже доказываем.

Третье требование, которое мы обязательно выполняем: это клинические исследования на готовом продукте. То есть, если мы заявляем о конкретной пользе нашего продукта, то мы проводим клинические исследования и не единожды, подтверждающие пользу пробиотического продукта

Для того чтобы мы смогли доказать, что, во-первых, этот продукт влияет на все возрастные категории (потому что у людей разные потребности и разные свойства организма, в зависимости от их возраста), мы должны доказать, что в различных условиях этот продукт тоже будет работать и показывать свою клиническую эффективность. Это, как раз, три основные требования. А еще – если мы кладем в наш продукт пробиотический штамм, мы гарантируем его количество не менее чем 108 колоний образующих единиц в одном грамме продукта на конец срока годности. Только в этом случае мы можем говорить о некой эффективности наших пробиотических продуктов.


«Danone раскрыл свои формулы»

Волкова Ольга Константиновна:

- На сегодняшний день, у нас две большие категории пробиотических кисломолочных продуктов – это продукты под маркой «Активиа» и продукты под маркой «Актимель».


«Что полезного в «Активиа», о чем стоит знать каждому?»

Волкова Ольга Константиновна:

- Говоря о бренде «Активиа», мы говорим о том, что регулярное потребление «Активии» помогает уменьшить чувство дискомфорта в животе. Опять же это не голословно, для того, чтобы мы смогли это заявлять, была проведена огромная работа.

Бренд «Активиа» - единственный бренд на российском рынке, единственный продукт на российском рынке, который имеет одобрение от очень весомой научной организации, которая называется Российская Гастроэнтерологическая Ассоциация. Подобного рода организации не дают свою рекомендацию просто так.

«Активиа» - это серия пробиотических кисломолочных продуктов, которые содержат заквасочные культуры плюс пробиотический штамм, бифидобактерии актирегуларис

Почему это серия пробиотических кисломолочных продуктов, потому что внутри марки «Активиа» есть Активиа-йогурт, есть Активиа-творожная, есть Активиа-кефирная. И во всех этих продуктах независимо от того, к какой категории они относятся, и какие фрукты и не фрукты в нем содержатся, присутствует наш пробиотический штамм в определенном количестве, не менее 108 КОЕ на конец срока годности.

Регулярное потребление «Активиа» помогает уменьшить чувство дискомфорта в животе. И это было доказано в ходе 25-ти научных исследований по всему миру.


«Актимель» - на защите здоровья, и это не просто пиар»

Волкова Ольга Константиновна:

- «Актимель» - это наша гордость. «Актимель» имеет рекомендации и одобрение Российского научного сообщества иммунологов. «Актимель» - это единственный бренд на российском рынке, который получил это одобрение, и мы имеем возможность использовать эту рекомендацию. Это пробиотический кисломолочный продукт, который помимо йогуртовой закваски содержит еще пробиотический штамм лактобактерии казеи (L.Casei Imunitass). И количество этих лактобактерий на конец срока годности также не менее 108 колоний образующих единиц в 1 грамме готового продукта. Регулярное потребление «Актимель» может помочь нам укрепить наш иммунитет. Это было доказано в ходе 33 международных клинических исследований. то, чем мы гордимся.

«Качество Danone - на постоянном контроле специалистов»

Андрей Петрович Продеус:

- Если возникают вопросы о том, что российское производство Danone отличается от французского, я предлагаю записаться на экскурсию на завод. Если вопросы к качеству продукции, обращайте внимание, где вы покупаете ее, и в каких условиях в магазине она хранится.

Компания Danone продает только сертифицированным продавцам - сетевым магазинам, имеющим холодильные установки. В случае нарушения условий хранения продукта, вы можете передать информацию по горячей линии, контакты которой написаны на каждой упаковке продукции.

 

Цитата

Александр Ткачев

Я с удовольствием каждый день читаю Milknews. Мне нравится!
Портал поднимает проблематику и вопросы отрасли.

НОВОЕ НА САЙТЕ


10 декабря 2016 08:00
Молдова и Венгрия расширят сотрудничество в области сельского хозяйства