Совет ЕЭК одобрил проект соглашения по маркировке товаров


Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрил проект соглашения о маркировке товаров. Минпромторг РФ надеется, что реализация соглашения остановит контрафакт и контрабанду в ЕАЭС на миллиарды долларов: таможенные границы между участниками союза отсутствуют. В свою очередь, представители производителей называют проект излишне общим и лишенным конкретики. Беспокоят участников рынка и риски злоупотребления при использовании баз данных маркируемых товаров, которые будут содержать и коммерческую информацию.

Как заявил на втором Евразийском форуме в Ереване в пятницу глава Минпромторга Денис Мантуров, Совет Евразийской экономической комиссии одобрил проект соглашения о маркировке товаров для стран ЕАЭС. “Ъ” ознакомился с его текстом: Совет ЕЭК будет принимать решения о маркировке отдельных товаров на основании представленных в комиссию заявок от государств. Заявки потребуется обосновать — представить анализ целесообразности маркировки с указанием "основных потребителей или групп потребителей таких товаров", информацию о влиянии маркировки на условия ведения бизнеса (включая данные о возможных затратах юрлиц и индивидуальных предпринимателей и соотношении цены товара и средства идентификации) – и сведения об ожидаемых результатах. Также важны наличие технологической возможности и данные об уже действующих в отношении таких товаров системах контроля.

Союзный проект предполагает создание единого реестра средств идентификации. Решение о маркировке вступает в силу через 90 дней с момента официального его опубликования советом, а немаркированная продукция запрещается к обороту. Маркировка ввозимых товаров производится до таможни (ее можно будет осуществлять вне таможенной территории союза). Производители же товаров будут помечать их до транспортировки и реализации.

Уведомлять совет комиссии государствам придется и о товарах, которые они маркируют вне союзных договоренностей. При этом, если несколько стран маркируют одни и те же группы товаров — они смогут контролировать их оборот через информационную систему союза. Еще одно новшество соглашения,— де-факто в нем говорится о признании маркировки ЕАЭС заменой нынешним сопроводительным документам для трансграничной торговли. В комиссии предлагают отменять требования таких документов на национальном и союзном уровне, если происхождение товара подтверждено маркировкой. Сообщая об одобрении соглашения, Денис Мантуров заявил, что его реализация решит проблему незаконного оборота промышленной продукции. "Объемы контрафакта и контрабанды в ЕАЭС исчисляются миллиардами долларов и ограничивают развитие добросовестного бизнеса",— цитирует министра агентство "Интерфакс".

Отметим, в странах союза уже действует несколько национальных систем маркировки товаров — так, в РФ сейчас проводится эксперимент по маркировке лекарств (см. “Ъ” от 21 июля), Белоруссия широко использует маркировку продовольственных товаров, есть своя система в Армении. Также с 2016 года в ЕАЭС проводится союзный эксперимент по маркировке меховых изделий RFID-метками — и несмотря на то, что участвовали в нем не все страны союза, власти РФ заявляли о существенном обелении этого рынка.

Производители, впрочем, ранее уже высказывали опасения, что маркировка новых товарных сегментов может ударить по бизнесу и потребительским ценам. Антон Гуськов из Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) называет проект соглашения о маркировке товаров "очень общим". "В нем нет четких критериев: какие товары должны попадать под маркировку и почему",— говорит он. По словам господина Гуськова, отсутствие деталей в проекте не позволяет оценить затраты и выгоду государств и участников рынка от его реализации. "Однозначно можно утверждать, что маркировка усиливает два рынка — изготовителей марок и рынок хранения данных,— говорит он,— а тот факт, что данные будут содержать коммерческую информацию, вызывает опасения в части использования этих баз данных". Впрочем, опрошенные “Ъ” участники рынка скорее удовлетворены тем, что ЕЭК не стала привязывать отдельные типы маркировки к товарам, которыми их планируется отмечать.

Источник: "Коммерсантъ"

1190 просмотров
5 сессии
Комментарии
v300

Катозал
Web-press
PRb2b
SmartFarm 2018

Подпишитесь на нашу рассылку

Главная 2


Аналитический центр Milknews
Вебинар телята
Молочная Бизнес Академия
Вебинар телята
Молочная Бизнес Академия