Пресс-конференция «Проблема возможного исчезновения адыгейского сыра с прилавков российских магазинов»


«Ассоциация производителей адыгейского сыра» проводит пресс-конференцию, посвященную «Проблеме возможного исчезновения адыгейского сыра с прилавков российских магазинов».
 


15:20

Модератор благодарит участников пресс-конференции, трансляция подходит к концу. До новых встреч!


15:20

Мартныненко: Мы начали диалог, вели его год с помощью Союзмолоко. Нам не удалось встретиться с министром, задача остается той же - нужно общаться с регулятором, понять, как решить эту ситуацию. Это не только наша проблема, потребитель тоже попадает под удар. Мы не просто говорим о том, что что-то сделано плохо, мы предлагаем варианты с союзом адыгейских сыров, пытаемся найти решение.


15:15

Черных: Суть - производство сыра по советскому ГОСТу, который был разработан в Угличе 50 лет назад, который сегодня был благодаря недоразумениям зарегистрирован как НМТП. Никто не может, кроме регулятора, запретить производство, а сейчас вопрос идет о недобросовестной конкуренции и претензиям к товаропроизводителям. То, что одним запретят производство по ГОСТу, не означает, что они смогут производить по НМПТ. Люди возмущены, что, взяв деньги на бизнес и произведя продукт, они не могут его делать. И потребитель не получает традиционный продукт, к которому привык.


15:12

Вопрос: Есть же аналоги - саперави не только в Грузии делают. Только Крым присоединили, столько вина появилось. Такой же пример с лекарствами, которые спустя 20 лет можно производить как дженерики. Назовите оба мотива - красивый и настоящий, почему на территории России нельзя производить адыгейский сыр?

Черных: А вы кого спрашиваете?

Вопрос: А вы к кому претензии предъявляете? К госорганам конечно, вы их спрашивали?


15:09

Вопрос от британского СМИ:
Кроме вас, кто признал продукцию несоответствующей НМПТ? Кто наказывает за несоответствие?

Гаврилов: По поводу безосновательных обвинений - вы когда приходите в магазин и покупаете сыр адыгейский из Адыгеи, вы видите, что он произведен не по НМПТ, а по ГОСТу. Роспотреб жалуется на это. В рамках разбирательств с ФАС, с Роспатентом - если адыгейские производители представят доказательства, что они производят по НМПТ - к ним не будет претензий. Простое сложение цифр показывает, что для объемов производства в регионе недостаточно молока, не секрет, что адыгейские производители закупают молоко в других регионах.


15:03

Вопрос от РИА Новости: Вы не рассматривали возможность смены названия?

Мартыненко: Сложный вопрос, относится он к истории производства. Вы же не будете покупать "итальянский сыр" - вы будете покупать моцареллу. Вы же не меняете слово Россия в названии вашей компании на что-то другое. Для нас "адыгейский" - это единственный вариант, если мы все производим по замечательному ГОСТу, то зачем менять?
Петрова: С точки зрения молочных продуктов российский потребитель очень традиционен, если мы поймем, что адыгейский сыр, которому 50 лет, должен будет еще 20 лет существовать под другим названием, чтобы восстановить спрос. Это советское насление.


15:03

Из зала: В тот момент, когда из сетей пропали импортные сыры, мы попытались выйти на предприятия Адыгеи, чтобы делать там сыр и поставлять в Перекресток - мы работали на протяжении 8 месяцев, а затем должны были отказаться - сыр оказался хуже по качеству, мы разместили производство в Брянской области. Факт в том, что позиционирование "сыр адыгейский из Адыгеи" идет, но качество его лучше не стало. 


15:00

Мокроусова: Причина коллизии в том, что нужно было пространство, нас хотели подвинуть и занять эту нишу!


14:58

Агамирян: Причина в том, что есть ГОСТ, а есть НМПТ - маленькие предприятия с 99 года производят адыгейский сыр, набирают людей, покупают оборудование и берут кредиты, и с 2011 года сталкиваются с ФАС, который говорит о том, что ты занимаешься недобросовестной конкуренцией - ты к гадалке не ходил, во снах этого не видел, а просто занимался своим делом. Все союзные государства и регионы могут производить этот сыр, а ты нет. Тот человек, который об этом не знает - идет и производит сыр, идет в сеть продавать и ему говорят, что он занимается недобросовестной конкуренцией.


14:52

Вопрос: У каждой войны есть повод и причина, в чем причина? И чем сыр, кроме технологических свойств, отличается от других сортов?

Мартыненко: Технологией пользуются все одной и той же, никакой разницы вы не найдете. Вот есть программа "Контрольная закупка" адыгейский сыр там несколько раз побеждал в конкурсах. Я считаю, что никто и не собирался воевать, ситуация так сложилась и нужно ее решать.


14:48

Вопрос из зала: Как можно перенять опыт производство адыгейского сыра для других стран? 

Ответ: Существует документация и ГОСТ при производстве такого сыра, соблюдайте все условия, и все будет хорошо.
Мартыненко: Вот как раз дело в том, что правовая коллизия получается из-за несправедливости. На Дальний восток в России не привезти адыгейский сыр (из Адыгеи), а в Ливане например его можно попробовать.
 


14:48

Максим Черных: "В данном случае решение, которое не до конца было проработано, секвестирует производство мягких сыров на территории РФ. Это делает борьбу нечестной - получается коллизия, которую необходимо решать на уровне государственных органов. Я надеюсь, правильные выводы будут сделаны, права потребителей и производителей не будут нарушены".


14:45

"Также странно, что наши коллеги из ЕС могут позволить себе производить такой сыр, а российские производители - не могут. Мы за последние 4 года значительно продвинулись в производстве мягких сыров, и подобные коллизии могут свести все успехи на нет. Производство национальных видов сыра - потенциал нашего развития, потенциал с точки зрения национальной идентичности и сыроделия в регионах. В том виде, в котором сейчас существует НМТП при действующем ГОСТе - недействительный вариант, необходимо дальнейшее обсуждение вопроса".


14:43

Марина Петрова: Предложенные варианты либо создания консорциума, либо изменение названия места происхождения возможно либо в варианте "адыгейский из Адыгеи" - это хороший вариант. Хочу отметить, что этот сыр стал популярным сортом, наш потребитель переходит на более доступные виды сыра после введения эмбарго, а адыгейский сыр таким и является. Будет странно, если потребитель не сможет покупать традиционный продукт, который ему по карману".


14:41

"Такая же история с пармезаном, марке пармиджано реджано выставляют множество требований, вплоть до рациона коров и расписания. Давайте тогда запретим брынзу, Костромской сыр.
Нужно расширить географию производства адыгейского сыра, либо прибавить к названию "из Адыгеи", так потребитель будет понимать, покупает ли он настоящий адыгейский сыр"


14:39

Алексей Мартыненко: "Моцарелла, например, производится только из буйволиного молока, только с заквасочными культурами, несмотря на то что в Италии популярно производство с применением лимонной кислоты. Если кто-то не соблюдает все условия, он не может маркировать свою продукцию. Так, агентство НМПТ Италии в этой стране заботится и охраняет производство настоящей моцареллы, оказывая поддержку, а не запрещая название".


14:36

"На маркировке такой продукции стоит либо ГОСТ, ТУ вряд ли. Вы покупаете продукт, который под видом адыгейского сыра с НМПТ на самом деле является продуктом, сделанным по ГОСТу. Де-юре любой адыгейский сыр не выпущенный лицом с НМПТ является контрафактом. Таким образом, субъекты из Адыгеи сами не производят сыр по НМПТ, одновременно с этим запрещая другим производить даже по ГОСТу. Уже были поданы заявления в ФАС и в Роспатент".


14:35

Алексей Гаврилов: "В прошлом году по этой категории сыра суды рассматривали вопрос о признании недействительным НМПТ Роспатента от 2004 года. Они сошлись на том, что данное действие (выдача НМПТ) было совершено законно, но действия лиц, располагающим НМПТ - нет. 
Сам по себе НМПТ противодействует санитарно-эпидимиологическим нормам. Производители, расположенные в Адыгее, используют НМПТ как инструмент недобросовестной конкуренции".


14:27

Сейчас выступает Вадим Агамирян. Граждане интересуются, почему на сыре нет указания НМПТ, Роспотребнадзор Адыгеи получил запрос, а производители пишут обращения в ритейлерские сети, которые убрали адыгейский сыр с полок. "Покупатель необязательно переключается на другой вид сыра, если не может найти адыгейский на прилавке. Мы производим сыр по ГОСТу, но нам запрещают, сами не соблюдая НМПТ".


14:10

Производство «белых» сыров стабильно растет на 8% в год, что связано как с их большей ценовой доступностью, так и развитием культуры потребления и тренда ориентации на здоровый образ жизни. В 2017 году - свежие сыры выросли на 11,9%. Адыгейский сыр как раз выходит в группу свежих сыров. И по итогам года его продажи упали на 15,2% за 2017 г. Это связано с ограничениями по НМПТ. 

При этом менее основная часть производства адыгейского сыра сосредоточена вне республики. Юг России в целом не специализируется на производстве молока-сырья (120 млн т), в связи с чем доля региона в общероссийской объеме 0,4%. 64 место в России. По этой причине Союзмолоко опасается, что в случае сосредоточения производства сыра адыгейского в Адыгее, доступность этого продукта в остальных субъектах будет снижена. При этом этот свежий сыр относится к группе доступных сыров, что крайне важно в текущих экономических условиях.
 


14:07

Белов говорит, что позитивный эффекти санкций исчерпан, конкуренция усиливается, рост рынка неочевиден. Хотя потенциал есть  - потребление сыров в России низкое. 


14:07

Белов отмечает существенное снижение рентабельности производства, в том числе из-за роста цен на сырье. Рост в 2015-2016 годах поставок из Белоруссии и Латинской Америки, способных обеспечивать более низкие цены на свои сыры.
 


14:05

Белов: Реальные доходы населения падают 5-ый год подряд в среднем на 3% в год и сегодня находятся на уровне ниже 2010 г. Снижение потребления сыров на 2,5% в год. Переключение потребителя с дорожающих твердых сыров на плавленые и сырные продукты.


14:00

Видеотрансляцию можно посмотреть на сайте Союзмолоко по этой ссылке.


14:00

Исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов рассказал об общих тенденциях на молочном рынке. 

В последние 3 года рынок сыра в России развивается под влиянием 3-х ключевых факторов: продовольственное эмбарго, падение реальных доходов населения, рост цен на сырье. 

Сокращение импорта сыров из санкционных стран, прежде всего Европы (-20%).  Временный уход с рынка нескольких крупных международных брендов, занимавших до санкций существенную долю рынка. Рост внутреннего производства сыров (+164 тыс. т - 38% за 3 года) и сокращение доли импорта в потреблении (с 50% до 30%). Активное развитие в России производства мягких и рассольных сыров (фета, брынза, моцарелла). Потребление мягких и голубых сыров сократилось до минимума (в России нет производства). Резкий рост поставок из Белоруссии (+>50% до 164 тыс. т), стран Латинской Америки (Уругвай, Аргентина), а также Швейцарии и Сербии, не попавших под санкции.
 


В 2004 году Роспатентом зарегистрировано НМПТ (наименование места происхождения товара) «Адыгейский сыр». Описанный в НМПТ «Адыгейский сыр» архаичный способ формования сыра в ивовых плетеных корзиночках в реальности не применяется и не соответствует российским нормам безопасности пищевой продукции. Кроме того, условиями предоставления права на использование наименования «Адыгейский сыр», помимо места расположения производства на территории Республики Адыгея, является обязательное соблюдение производителем установленных требований к происхождению молока, используемого для производства этого вида сыра и технологии его изготовления.

Однако, адыгейские производители не соблюдают НМПТ «Адыгейский сыр», производят свою продукцию по ГОСТ и ТУ, в том числе из молока, произведенного за пределами Республики Адыгея, при этом запрещая остальным производителям производить Адыгейский сыр, тем самым злоупотребляя этим правом. В результате запрета на производство адыгейского сыра в других субъектах РФ оказались нарушены права десятков производителей, а также поставлено под угрозу обеспечение этим продуктом большей части регионов России.

Результатом введения запрета произошло серьезное сокращение рынка адыгейского сыра в России. По данным розничного аудита компании «AC Nielsen», рынок адыгейского сыра в 2017 году упал на 15,2%. Данный факт резко отрицательно сказывается на экономическом развитии сектора и инвестиционной привлекательности сыродельной отрасли.

В рамках пресс-конференции участники обсудят данную проблему и предложат возможные решения, способные предотвратить исчезновение адыгейского сыра с прилавков российских магазинов.

Спикеры:

·         Артем Белов, Исполнительный директор Национальный союз производителей молока «СоюзМолоко»

·         Марина Петрова, заместитель Председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК, генеральный директор «Petrova Five Consulting» и член экспертного совета конкурса «Московское качество» в МТПП 

·         Алексей Мартыненко, Генеральный директор ЗАО «Умалат»

·         Александра Мокроусова, Уполномоченный ТнВ «Сыр Стародубский»

·         Вадим Агамирян, ИП Агамирян В.С.

543 просмотра
Комментарии
Магазин Аналитики
v300

Ведомости
СОЧИ
SmartFarm 2018

Подпишитесь на нашу рассылку

Тетрапак

ATL

Аналитический центр Milknews
Галди
Молочная Бизнес Академия
Галди
Молочная Бизнес Академия