«Ъ»: ритейлеры перестали строить склады
Объем сделок в складской недвижимости в Москве и Подмосковье в формате built-to-suit сократился в девять раз год к году и составил всего 71 тыс. кв. м, подсчитали в IBC Real Estate по запросу “Ъ”. По данным CORE.XP, объем спроса составил 170 тыс. кв. м, в то время как годом ранее он был в пять раз больше — 868 тыс. кв. м. В Knight Frank Russia говорят, что в этом году была зафиксирована всего одна сделка в таком формате — на строительство склада 61 тыс. кв. м. Общий спрос на логистическую недвижимость, включая спекулятивные объекты, снижался при этом гораздо медленнее: в январе—сентябре объем таких сделок сократился в 2,5 раза год к году, до 758 тыс. кв. м.
На сокращение числа сделок built-to-suit повлияло начало военных действий на Украине.
«Ритейлеры и компании e-commerce отложили планы по развитию на второй план, хотя еще в начале этого года были готовы наращивать складские мощности»,— отмечает руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай.
После 24 февраля компании пока не готовы принимать серьезные решения по инвестициям, подтверждает гендиректор ГК «Ориентир» Андрей Постников.
В прошлом году ситуация была обратной: ритейлеры, включая e-commerce, логистические операторы и дистрибуторы из-за дефицита складов не могли найти нужные объемы готовых площадей, и им приходилось заказывать строительство новых логопарков, поясняет Екатерина Ногай. По данным Knight Frank, в начале 2021 года вакантность в логопарках не превышала 2,3%.
Сейчас интерес арендаторов складов сместился в сторону готовых объектов.
торговля