Артем Пономарев, АПАПП Рост цен на ингредиенты альтернативных продуктов составил от 15 до 25%
В нынешних экономических условиях производители всех товаров столкнулись с ростом себестоимости и проблемами с доступам к ресурсам. Milknews узнал у основателя Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов Артема Пономарева, какие проблемы приходится решать участникам данного рынка.
Многие производители столкнулись с ростом себестоимости, вызванным санкциями и сопровождающимся ростом курса валют. В среднем по отрасли рост цен на ингредиенты составил от 15 до 25%, и это повышение производители вынуждены транслировать на конечную цену собственной продукции.
Если говорить про рынок альтернативных пищевых продуктов, рост цен коснулся импортной продукции: изоляты, функциональные ингредиенты, вкусоароматика. Разумеется, значительный рост виден и в сегменте упаковочных материалов.
Вопрос о возможности обеспечения импортозамещения стоит перед нашей отраслью последние 7 лет, и на сегодняшний день добиться 100% импортозамещения не удалось. Решением текущих проблем может быть переход на альтернативные виды сырья и упаковки, что несомненно скажется на качестве продукции.
Проблемы с логистикой также ощущаются, особенно на экспортном/импортном направлениях. Здесь вопросы решаются исключительно в частном порядке.
Категория альтернативных продуктов, активно развивавшаяся последние три-четыре года, сегодня испытывает сложности из-за объема рынка и того, что для существенной доли потребителей данные продукты не являются первоочередными позициями в продовольственной корзине. Снижение спроса могло коснуться премиальных товаров и линейки продукции, попадающей в категорию "спонтанных" покупок. Категория эконом растет.
В перспективе при сохранении текущей санкционной политики и падения доходов населения это приведет к сокращению доли этого рынка и возврату к более примитивным товарам линейки альтернативных продуктов.
Участники рынка по-разному реагируют на происходящее, именно поэтому мы в Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов взяли на себя роль аккумулирования информации по отрасли, сбора данных по требующимся ингредиентами, продуктам и сервисам, которые сегодня являются существенно важными для производителей. Мы считаем, что общими усилиями мы сможем сохранить отрасль и сберечь накопленный за последние несколько лет потенциал. Скажу честно, мы не допустим чтобы наш труд и усилия направленные на развития рынка альтернативных пищевых продуктов были потеряны.
Разумеется, мы слышали и о приостановке инвестиций и о сокращении бюджетных средств, выделяемых компаниями на развитие альтернативной пищевки. В то же время и традиционная отрасль также сокращает расходы в собственные проекты.
Уход иностранных производителей мог бы высвободить определенную долю рынка для российских производителей, однако важно отменить, что в некоторых секторах рынка альтернативных пищевых продуктов еще до сложившейся ситуации количество зарубежных производителей постепенно снижалось.