компоненты

Дмитрий Докин, «Шин-Лайн» Годовое производство мороженого в России впервые превысило 500 тыс. тонн


5-9 февраля в Москве пройдет международная выставка продуктов питания и напитков «Продэкспо-2024», на которую традиционно съезжаются ведущие игроки продовольственного рынка РФ, в том числе производители мороженого, их дистрибуторы, а также поставщики оборудования, сырья и упаковки. В рамках открытия выставки председатель совета директоров казахстанской компании «Шин-Лайн» Дмитрий Докин рассказал об итогах работы российского рынка мороженого в 2023 году.

В прошедшем 2023 году производство мороженого РФ впервые перевалило за полмиллиона тонн. Такие данные в преддверии «Продэкспо» опубликовал Росстат. Нынешняя цифра 524 332 тонны на 12% превышает результат 2022 года и еще раз доказывает, что в непростые времена меняются тренды на продовольственном рынке - настает время именно импульсных, ярких и радостных продуктов, которые помогают нам оставаться позитивными, вырабатывая в организме гормоны радости.

Рынок словно повернулся лицом к мороженому - на многие продовольственные товары в 2023 году спрос падал, а продажи мороженого при этом росли. Возможно сейчас, наконец, закончатся споры насчет рекордного года в истории мороженого России. Как мы помним, результат 2021 года неоднократно ставился под сомнение экспертами Союзмолоко, Streda Consulting и Союза мороженщиков – завышение тогда оценивалось в районе 40-50 тыс. тонн. Мы возьмём сейчас именно минимальную ошибку в 40 тыс. тонн и, наконец, зафиксируем результат 2022 года на уровне 487 тыс. тонн.



На нижней инфографике можно наблюдать помесячное производство мороженого в РФ, и уже начиная с первых месяцев текущего 2024 года можно будет наблюдать, насколько успешно начался новый сезон, а также как мы идём относительно рекордного графика 2023 года
Традиционно треть российского объёма производства мороженого обеспечивают фабрики Центрального ФО. Безусловно, это флагман нашей индустрии мороженого – там находятся практически все лидеры отрасли (из ТОП-30: две из трех фабрик «Айсберри», фабрика Froneri, одна из двух фабрик Unilever, фабрики «Чистой линии» и Дмитровского МК, одна из двух фабрик «Русского холода», Белгородский и Липецкий ХК, Baskin Robbins). В 2023 году этот флагман показал весьма скромные результаты роста +10,7%, но абсолютная цифра роста впечатляет – 15,6 тыс. тонн.

Главный ньюсмейкер 2023 года - Южный ФО (80 664 тонны), где находятся компании «Ренна», «Проксима» и «Кубань-Мороженое». Южный ФО нарастил объёмы производства на фантастические 25,9% (при среднем российском росте 12%).

Особо следует отметить Приволжский ФО – 92 833 тонны. Традиционно это второй лидер российской индустрии мороженого с развитыми производственными кластерами в Татарстане, Башкортостане, Нижегородской и Самарской областях (из ТОП-30: «Челны-Холод», «Славица», «Комос Групп», «Башкирский холод», «Поспел», «Колибри», Калинов мост, «Волга-Айс», «Сам-По», «Белая долина», «Саратов-Холод»). Приволжский ФО практически не развивается - в 2023 году производство увеличилось только на 3%, несмотря на то, что здесь сосредоточены крупнейшие инвестиционные проекты, реализованные в индустрии в последние 2-3 года.

Сопоставимый по объемам Сибирский ФО (90 087 тонн), где находятся одна из двух фабрик Unilever, «Гроспирон», «Полярис», по одной из двух фабрик «Славицы» и «Русского холода», «НК-Групп», «Сибхолод», Ангария,» «Гулливер», «Эскимос» и «Купинское мороженое» вырос значительнее предыдущего – на 10,9% (или 8 800 тонн)

Северо-западный ФО (45 335 тонн) после закрытия крупнейших фабрик Санкт-Петербурга «Хладолкомбинат 1» и «Петрохолода» утратил свои лидерские позиции. Из Топ-20 там остались только Вологодская фабрика «Айсберри» и «Талосто», но регион показал рост в 13,9% (или 4 600 тонн)

Среди федеральных округов второго эшелона отметился Уральский ФО (22 445 тонн – фабрики «Фрост» и «Хладокомбинат №3»), который в исследуемый период времени нарастил объёмы производства на 22,0% (или 4 100 тонн).

В Северо-Кавказском ФО (11 969 тонн) на макрорегиональную статистику производства мороженого сильно влияют показатели работы ставропольских заводов «Холод» и «Иней» (округ увеличил объёмы производства на 10,6%).



В начале 2023 года фабрики мороженого заметно повысили цены (в январе-марте 2023 г. цены росли на 32-33% по сравнению с аналогичными месяцами 2022 г.). В апреле-июне 2023 года удалось затормозить инфляционный рост до 16-19%, а в октябре-ноябре 2023 года рост цен сократился до минимальных значений (7,1% и 8,5% соответственно). В ноябре-декабре 2023 года заводские цены реализации мороженого упали до уровня января 2023 года – в среднем по году 311 рублей от фабрики

И фабрики, и ритейлеры стараются сдерживать рост розничных цен. Если в январе-апреле 2023 года по сравнению с аналогичными месяцами 2022 года потребительские (полочные) цены 1 кг мороженого росли на 11,7-22,9%, то в июле-ноябре 2023 года динамика роста цен год к году резко затормозила до 6-7% - в среднем по году 684 рублей на полке розницы. Среди причин - отказ от повышения цен, более активное проведение ценовых промо-акций и т.п.).
Говоря о долях на рынке в натуральном и денежном выражении лидеров отрасли, исследовательские компании завершат отчеты только к середине февраля и их результаты представят одновременно с презентацией рейтинга крупнейших производителей мороженого 2023 уже в марте этого года. Кстати, в этом году презентация рейтинга впервые пройдет в очном формате с участием ключевых игроков рынка (предыдущий рейтинг можно найти на сайте top.milknews.ru).

Мы уже писали о росте СТМ на рынке России, о некотором перекосе в динамике категорий семейного и импульсного холодного лакомства. К той же мартовской дате мы подготовим с европейскими коллегами сравнения динамик СТМ, семейной и импульсной категории в России с трендами как в Восточной и Западной Европе, так и в мире в целом. Во время презентации рейтинга коснемся также сложностей и возможностей на экспортных рынках, трендах мороженого без сахара, веганского и иных мировых направлений развития продукта.

Если говорить о консолидации рынка, то два робких поглощения – покупка «Чистой линией» новосибирского производителя Paleta и консолидация белорусским игроком «Нордар» Курского ХК не являются такими уж масштабными проектами и не окажут существенного влияния на рынок. Мы не дождались покупки компанией «Айсберри» кого-то из сибиряков и поэтому «столичные» уже строят новый цех мороженого в Вологде, а Food Union, в свою очередь, отказался от сделки в ЦФО.

Лидеры осторожно нащупывают актуальность рекламной поддержки, мы это видели уже в 2023 и в настоящем сезоне – все должно только усилиться. «Ренна» вдруг протестировала ребрендинг творожных сырков – чисто, современно, информативно. Что-то подсказывает, что мы можем ожидать обновления дизайна и в главном продукте – мороженом – в не слишком далеком будущем.   



Наши мультинациональные производители тоже не стоят на месте – после февраля 2022 они заявили об отказе от промо и рекламы, при этом серьезно активизировали продвижение в торговых точках. Так что в следующем сезоне можно ждать только усиления трейд-маркетинговых активностей. Конечно, каждому из них не хватает импорта: Froneri явно помог бы европейский хит продаж в эскимо Nuii, а российскому Unilever точно не помешали бы мульти-паки. Но ситуация такова, какова она есть, и в  ближайшее время изменений в ней не предвидится.



До сих пор остается на нашей панели исследования Дмитровский МК – их эскимо «Свитлогорье» растет не только на рынке РФ, но и завоевывает экспортные территории. Все давно отмечали их аналогию с шоколадом «Ritter sport»: «Циллиндрично, Обтянуто, Современно». Но, уже в январе 2024 году мой российский коллега вдруг задал странный вопрос: «С их эскимо все понятно, но они «зашли» в рожки и такое впечатление, что уже продают больше многих игроков». Я лишь ответил одно: «Мы же говорили…».
1707131209

2124 просмотра

2 форум
Молочные заводы
Комментарии
2 ФОРУМ
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы