компоненты

Подробности Что волнует ведущих игроков российской молочной отрасли


Уже завтра информагентство Milknews, Streda Consulting и Союзмолоко презентуют рейтинг крупнейших производителей молока России. К этому событию Milknews узнал у лидеров отрасли, как они оценивают ситуацию на молочном рынке страны и инвестиционную привлекательность сектора, а также какие амбициозные проекты готовят в ближайшем будущем.
 

Ситуация на рынке

 
Ряд производителей оценивает сегодняшнюю ситуацию на молочном рынке страны как достаточно сложную.

«Ситуация в отрасли сложная. В конце 2020-го-начале 2021-го года четко сформировались условия «ножницы цен», когда цены на корма, ветпрепараты, запчасти растут, себестоимость растёт, а цена продукции не растёт и в отдельных случаях даже снижается. На этом фоне произошло снижение федеральной поддержки отрасли, что также негативно сказывается на её привлекательности. При этом, отрасль неоднократно проходила подобные ситуации. Уверен, что и сейчас выход будет найден. Считаю целесообразно готовить новые проекты, чтобы к моменту выхода из кризиса, быть готовым к их реализации», - отмечает председатель Совета директоров АПХ «Залесье» Андрей Романов.
С ним согласен председатель совета директоров агрохолдинга «Шахунское молоко» Александр Маликов, отмечая, что ситуацию в отрасли осложняют высокая конкуренция и постепенное падение покупательской способности населения. «Инвестиционная привлекательность сектора – небольшая: молоко относится к социально значимым продуктам, но при этом очень низкая маржинальность», - добавляет он.
«В отрасли сейчас сложно, - подтверждает президент «ЭкоНивы» Штефан Дюрр. - Цены на полке не растут, потому что молоко социальный продукт, а себестоимость молока растет сильно. Причем как у производителей, за счет кормов, ветпрепаратов, так и у переработчиков – за счет упаковки.  У кого есть собственные корма, тот в этой ситуации чувствует себя более или менее терпимо».

Говоря об инвестиционной привлекательности молочной отрасли он отмечает, что «при нынешнем сужении «ножниц» между себестоимостью и ценой на полке для новых инвесторов отрасль совсем не привлекательна».
Генеральный директор АО «Молвест» Анатолий Лосев называет две причины сокращения инвестиций в молочную отрасль.

«Первое - это необычайно высокий рост себестоимости по всей цепочке - от кормов до молочного животноводства до упаковки для переработки. С другой стороны, фактически начато регулирование цен на полках. Да, это пока идет не формальным путем, а путем косвенных переговоров, морального давления на торговые сети и нас, производителей. Это создаёт нервную среду для инвестиций, потому что маржа резко сокращается. Это  достаточно тяжело, потому что в предыдущие годы мы много инвестировали в молочное животноводство и переработку - около 23 млрд рублей. Эти кредиты необходимо отдавать и получать прибыль», - рассказывает он.

Между тем, ряд производителей смотрят на ситуацию в отрасли с оптимизмом.

«В нашем понимании отрасль сейчас находится в стадии стабильного роста, - отмечает  управляющий агробизнесом ГК «Концерн "Покровский» Станислав Кашуба. - Инвестиционная привлекательность отрасли высокая, поэтому мы продолжаем инвестировать  в молоко».
«В нашей отрасли всегда было трудно, - философски замечает заместитель генерального директора ОАО СХП «​Вощажниково» Олег Долинный. - Иной раз мы говорим: трудно. Но на следующий год становится еще труднее, и мы опять говорим: трудно. Отрасль у нас трудная, но трудиться в ней нужно. Однозначно, перспективы есть, поэтому мы будем продолжать наращивать и производство молока, и его качество. С точки зрения инвестиций в отрасль - нынешняя ситуация, конечно, сложная. В политическом отношении, может быть, как-то играет нам на руку продэмбарго, и мы можем больше работать на внутренний рынок. Но будем трудится в любом случае, других вариантов нет».

Новые проекты

 
Несмотря на скептицизм многих производителей, предприятия-лидеры не намерены сворачивать деловую активность, о чем свидетельствует достаточно большое количество новых проектов в молочном сегменте.

«Инвестиции  в  2021 году составят 2 млрд  рублей, - рассказывает управляющий агробизнесом ГК «Концерн "Покровский» Станислав Кашуба. - Денежные средства будут направлены на обновление и модернизация парка техники в объеме  1,3 млрд  рублей. Мы продолжим реконструкцию сахарных заводов и планируем затратить на это  около 300 млн рублей. В планах также реконструкция животноводческих комплексов, в рамках данной программы предусмотрен  бюджет  200 млн  рублей. Есть проекты на развитие, а именно, увеличение орошаемых земель на 1000 га и инвестиции в  современные  цифровые технологии».  
Председатель совета директоров агрохолдинга «Шахунское молоко» Александр Маликов анонсировал полную модернизацию завода компании в Нижнем Новгороде к 2023 году для выпуска новых продуктов и улучшения качества выпуска имеющегося ассортимента, а также увеличение географии продаж ультрапастеризованного молока на все регионы России.
«Мы следим за новинками и трендами в отрасли молочного животноводства. Какие-то технические новинки пытаемся внедрять: и по производству, и по программному обеспечению, - рассказывает заместитель генерального директора ОАО СХП «​Вощажниково» Олег Долинный. - Стараемся совершенствовать нашу ферму для получения максимальной эффективности с тем же количеством коров и людей. Но основная задача у нас как была так и есть - это снижение затрат и повышение прибыли. Если вторая составляющая медленно повышается, то по второй есть определенные трудности, потому что даже корма подорожали практически в 1,5 раза за очень короткий срок. Но пытаемся за счет организации труда, за счет каких-то новинок, ужаться, чтобы быть рентабельными».
Генеральный директор АО фирмы «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачёва Евгений Хворостина говорит, что компания ежегодно увеличивает выпуск молока: за 2020 год его производство увеличилось на 41 тыс. тонн (на 15%), в результате чего показатель годового валового производства вырос до 312 тыс. тонн.

«Мы последовательно развиваем производство: в компании разработана стратегия развития отрасли КРС на ближайшие пять лет. Согласно стратегии, мы идём путем совершенствования технологий, реконструкции и модернизации существующих ферм с увеличением поголовья и ежегодно инвестируем средства на эти цели. Так, в текущем году предусмотрено инвестирование в отрасль молочного скотоводства примерно 700 млн рублей. Это позволит нам к концу года увеличить дойное стадо на тысячу голов. В течение пяти лет, в соответствии со стратегией, мы должны выйти на средний удой свыше 10 тыс. литров на корову, а валовое производство нарастить до 400 тыс. тонн», - отмечает он.
Президент «ЭкоНивы» Штефан Дюрр намерен в ближайшее время укрепить позиции компании на рынке. «Достроим то, что начали. Это три животноводческих комплекса в Московской области, Татарстане и Башкирии в общей сложности на 9900 голов. Думаю, что в этом году вырастем по молоку на 10%. Большие ставки делаем на переработку. У нас сейчас хорошо пошли дела с сетями. Люди узнали и оценили нашу молочную продукцию. Будем расширять продажи. Надеемся, что и наш сыр, производство которого мы запустили в этом году на Щучанском сырном заводе, также хорошо будет продаваться, как и другая молочная продукция», - уверен он.  
Генеральный директор ГК «Кабош» (Слактис) Дмитрий Матвеев рассказывает, что сейчас группа компаний разрабатывает пул инвестиционных проектов по модернизации и наращиванию объемов  производства, новым направлениям бизнеса, цифровизации всех ключевых процессов производства и управления бизнесом, созданию собственной экосистемы.
А генеральный директор АО Племзавод «Трудовой» Айдар Байзульдинов рассказывает, что сейчас компания ведет строительство фермы для ремонтного молодняка на 4200 голов, состоящей из пяти помещений. В дальнейшем планируется строительство трех коровников на 2400 голов дойного стада с доильным залом «карусель».
Планы развития дочерних хозяйств ЗАО «Кировский молочный комбинат» разрабатываются на текущий год и на перспективу, рассказала Milknews генеральный директор предприятия Любовь Сураева. 

«В текущем году мы планируем увеличить поголовье дойного стада на 320 коров и достичь ежедневной поставки на переработку 315 тонн сырого молока. К 2025 году мы намерены довести поголовье коров до 15910 голов и обеспечить ежедневный объем поставки молока в пределах 380 тонн. Эти планы – достижимы. Необходимо работать ответственно, не сбавлять темпов и вкладывать в сельхозпроизводство достаточные средства. В 2021 году на приобретение высокопроизводительной техники предусматривается направить 227 млн. рублей, на строительство и реконструкцию животноводческих помещений - 850 млн. рублей. Инвестиции в сельское хозяйство ежегодно увеличиваются», - отмечает она.
Директор ООО «Хорошее дело» Евгения Толстых рассказала, что в планах компании - продолжение строительства «Дубенского молочного комплекса» на 6450 голов.

«Планируем в 2022 году завезти еще 5,5 тыс. голов нетелей и в начале 2023 года выйти на полную мощность по производству молока. Текущая ситуация в отрасли благоприятствует дальнейшему развитию производственных мощностей», - отмечает она.

О расширении производства и строительстве еще одной мегафермы, правда, без подробностей, рассказал Milknews генеральный директор ООО «Русская Аграрная Группа» Юрий Сандин.

Так же немногословен и генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» Иван Егоров. «Инвестиции в ближайшие годы будут направлены на модернизацию имеющихся мощностей переработки молока и строительство молочных комплексов», - рассказал он о планах компании.

Генеральный директор ООО УК «Дон-Агро» Иван Алейник анонсировал сокращение поголовья в структурных подразделениях общества в связи со сложной ситуацией на рынке.

Генеральный директор АО «Молвест» Анатолий Лосев по традиции не стал раскрывать планы компании.
 

«Планы по развитию есть, но мы их заблаговременно не готовы анонсировать. В общем, речь идет о большом расширении ассортиментной линейки, экспортного направления и его географии», - отметил он.

А вот председатель совета директоров ООО «Группа компаний «Зелёная долина​» Сергей Юдин охотно поделился с Milknews будущими планами.

«Пандемия внесла свои коррективы и в работу нашей компании, но взаимная ответственность всех сотрудников помогла нам стабилизировать ситуацию и выполнить планы, поставленные на прошлый год, - отметил он. - Инвестиционное развитие молочной отрасли на самом деле требует бо́льших ресурсов (в том числе и временных), в сравнении с другими отраслями сельского хозяйства, поэтому чтобы быть конкурентоспособным требуются преимущества, позволяющие оперативно реагировать на вызовы рынка».

Глава «Зеленой долины» рассказал, что в компании выделили ряд ключевых направлений, которые непрерывно развиваются: команда, корпоративная культура, система управления и инновации. Именно они, по словам Юдина, влияют на устойчивость компании в рамках существующих вызовов.

«Мы готовы строить передовые производственные объекты, соответствующие мировым лидерам отрасли, но без их наполнения компетенциями, командным духом и культурой, эффективной системой управления, а также инновационными продуктами и технологиями, эти площадки останутся просто «футляром». Поэтому сегодня мы видим наше развитие в непрерывном повышении компетенций персонала и воспроизводства их, через реализацию карьерных лифтов. Уже сегодня реализуем программу подготовки будущих профессионалов молочной отрасли (начиная с этапа дошкольного и школьного возраста и заканчивая обучением наших специалистов до уровня отраслевого эксперта). Наша цель — побороть стереотип неперспективности молочного животноводства («будешь плохо учиться, пойдешь коровам хвосты крутить»), привлечь в отрасль как можно больше талантливых ребят, способных продолжать начатое нами дело, и обеспечить условия для их благополучия и успеха в отрасли», - отмечает он.

Генеральным партнером рейтинга производителей молока стала компания Dairymaster. Официальные партеры - компании "ВЕРУМБИО", "АТП ТЛП архитекторы и инженеры" и "Зоэтис". Партнер рейтинга - "Мустанг Технологии Кормления".

 

1623245746

бизнес

5899 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
Чечин
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен