компоненты

Обзор Как проблемы с автотранспортом отразятся на агропромышленной отрасли 


В рамках пятого пакета санкций Евросоюз перестал пускать на свою территорию грузовой автотранспорт, зарегистрированный в России и Беларуси. В ответ на это Беларусь приняла ответные меры в отношении транспортных средств, зарегистрированных в государствах-членах ЕС – с 16 апреля 2022 года введен запрет на перемещение через таможенную границу ЕАЭС в республику автомобилей и тягачей, зарегистрированных в ЕС. При этом со стороны ЕС запрет не распространяется на транспорт, перевозящий медицинскую, фармацевтическую и сельхозпродукцию. Однако, как говорят представители отраслевых союзов АПК, на деле ситуация выглядит несколько иначе. 

Обращение к Правительству

Главы отраслевых союзов, в числе которых - Союз производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки), Союз производителей молока (Союзмолоко), Союз производителей пищевых ингредиентов (СППИ), Масложировой союз, Ассоциация производителей стеклянной тары, «Рыбный союз», «Руспродсоюз», Ассоциация производителей пива – 14 апреля направили председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину предложение при выработке решения в отношении ответных мер Российской Федерации на пятый санкционный пакет ЕС не применять «зеркальные» меры к европейским перевозчикам и обеспечить беспрепятственный провоз продукции, сырья, материалов и комплектующих для пищевой промышленности в Россию.

В документе отмечается, что хотя запрет ЕС на перевозки грузов транспортом России и Белоруссии не распространяется на перевозку медицинских препаратов и продовольствия, на момент составления обращения наблюдалась ситуация полного запрета на въезд большегрузного транспорта с российскими номерами на территорию Европейского союза. При этом европейские транспортные компании воздерживаются от доставки грузов в Россию так как, в ожидании ответных мер со стороны нашей страны, видят определенные риски, вплоть до конфискации транспорта европейских перевозчиков на территории Росии, отмечают составители обращения. 

В обращении также подчеркивается, что озвучиваемые на некоторых экспертных площадках предложения о создании «буферных» зон на российско-европейской границе для перевалки грузов – не лучшее решение ситуации.

“Это предложение лишь усугубит проблему, так как «буферные» зоны приведут к прямому увеличению стоимостных и временных факторов логистики, а также, что более значимо, несут риски невозможности соблюдения требований к безопасности пищевой продукции при такой перевалке”, - комментирует президент СППИ Татьяна Савенкова.

Она отмечает, что ответные меры обсуждаются, но официальных конкретных решений пока не озвучено. Участники Союза рассчитывают, что, если какие-то ответные меры и будут приняты, для пищевой продукции, сырья, ингредиентов и компонентов, а также технологического оборудовании будут сделаны исключения для обеспечения бесперебойной работы пищевой и перерабатывающей промышленности.

Затянувшееся испытание на прочность

В части поставок пищевых ингредиентов в Россию сбои начались еще в 2021 году, напоминает Татьяна Савенкова. 

“Они, как нам казалось, были «испытанием на прочность» для всех, кто связан с пищевым бизнесом, но сегодня ситуация еще более усугубилась. В конце 2021 года уже фиксировался дефицит требуемых объемов, который и спровоцировал волну роста цен на сырье и ингредиенты”, - говорит она. 

Президент СППИ напоминает, что под ингредиентами в Союзе понимают широкую номенклатуру пищевых добавок, ароматизаторов и вспомогательных средств, то есть, сырьевые компоненты, которые применяются в микроколичествах.

“Диапазон внесения может варьироваться от 0,1% до 20%, что по сравнению с основными видами сырья (мука, сахар, молочные компоненты и т.д.) может казаться не столь значительным, но технологически и функционально очень важным”, - подчеркивает Савенкова. 

Оценка вклада в себестоимость конечной продукции сегодня уже зависит и от стоимости компонентов, вносимых в незначительном количестве, так как увеличение себестоимости на 0,5-1% сказывается на издержках в целом. 

“Многие предприятия работают на грани безубыточности и маржинальности, и кроме поисков сырья или аналогичных компонентов на замену, активно занимаются снижением операционных издержек, в том числе через пересмотр ассортимента”, - делится Татьяна Савенкова. 

Значительная часть ингредиентов является незаменимыми компонентами в производственных циклах пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности. Очевидно, что их доступность и обеспеченность является критически важным фактором для стабильности работы отраслей. 

Текущая ситуация

По итогам 16 апреля и принятых мер по ограничению въезда через границу Республики Беларусь, основные виды ингредиентов, хотя и с задержкой, простоем, в Россию поставляются, во много благодаря защитной оговорке в санкционных мерах ЕС по пищевому и гуманитарному статусу грузов, делится исполнительный директор СППИ Полина Семенова. 

“Но сложность не только в сбое цепочек поставок и удорожанием логистических услуг по многим направлениям фактически в 3-4 раза, но также в экономических реалиях – колебания курса валют, дефицит оборотных средств, так как практически все договора поставок между Россией и ЕС, да и с остальным миром, переведены на 100% предоплату, что вдобавок отягощено, наложенными санкциями на банковский сектор РФ (платежи из нашей страны идут долго и часто возвращаются). Многие поставщики сырьевых компонентов в Россию не горят большим желанием работать напрямую в связи с политическим давлением в своих странах, что провоцирует смещение логистическо-операционной деятельности через третьи страны, дополнительные расходы по уплате НДС и прочее. Все эти расходы закладываются в стоимость сырья и компонентов, какими бы они не были – микро или макро сырье, стоимость увеличивается”, - считает она.

В пресс-службе компании «Неос Ингредиентс» (специализируется на поставках пищевых ингредиентов, а также имеет производственную структуру ООО «Русские Ингредиенты») отмечают, что усложнение условий логистики грузов из стран ЕС в значительной степени негативно ударило по рынку пищевых ингредиентов. Речь идет не только о сложности ввоза монокомпонентов для дальнейшей перепродажи, но также о проблемах в поставках сырья для производства комплексных ингредиентов на территории России. В ряде случаев производителям приходится в экстренном порядке менять рецептуры и проводить лабораторные исследования для того, чтобы обеспечить клиентов бесперебойными поставками.

“Российский рынок пищевых ингредиентов зависим от импортных позиций. Стоит отметить, что молочная отрасль оказалась наиболее уязвимой от принятия санкций. Большинство молочных ингредиентов ввозились именно из Европы, в то время, как хлебопекарная и кондитерская отрасли уже давно нашли аналоговые позиции в Китае. Работа с Китаем на текущих условиях – наиболее приемлемый и выгодный вариант. Во-первых, это дружественная для нас страна, во-вторых, с Китаем есть альтернативные варианты поставок по железной дороге напрямую из Китая, также возможно использовать морскую транспортировку до Владивостока, с дальнейшим передвижением автотранспортом по России”, - делится представитель «Неос Ингредиентс».

Выигравших нет

Глава Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин отмечает, что введение ограничений Республикой Беларусь на передвижение автотранспорта из ЕС усложнит работу предприятий не только мясной отрасли.

“Теперь становятся совершенно непонятны сроки и условия перемещения товаров, сырья, комплектующих. Более того, вы даже не можете знать наверняка, дойдет машина с товаром до точки назначения нет и в каком состоянии окажется груз. Сейчас и без этого решения постоянно и непрогнозируемо меняется стоимость и скорость транспортировки. Соответственно, все труднее рассчитывать экономику”, - считает он.

Если говорить о европейских ограничениях движения автотранспорта, то для российских перевозчиков сельхозпродукции и продовольствия сделаны исключения - они могут пересекать границы Евросоюза и перевозить грузы по Европе, обращает внимание глава НМА. Однако никакого четкого и однозначно читаемого списка изъятий с указанием конкретных кодов товарной номенклатуры пока нет.

“В итоге предприятиям, если они нанимают или используют российский автотранспорт, приходится делать это на свой страх и риск. На границе европейские таможенники могут на свое усмотрение принимать решение о пропуске или отказе в пропуске тех товаров, которые могут одновременно относиться к разным товарным категориям. То есть если молоко - это уж точно продовольствие, семена - это сельхозпродукция, то другие товары, которые я бы не хотел здесь упоминать, можно отнести как к аграрной номенклатуре, так и, скажем, к энергетике или химии. И все это на усмотрение конкретного европейского чиновника”, - говорит Юшин.

И порой машины с продукцией, которую не пропустили на границе, возвращаются обратно, делится он. Поэтому, чтобы избежать недоразумений, большинство компаний в таких случаях нанимают европейских перевозчиков, на которых ограничения не распространяются.

“Соответственно, возможности найма автотранспорта сужаются, а значит, российские компании не могут работать в нормальной конкурентной среде, и стоимость перевозки растет. Для разрешения этой ситуации нашим госструктурам необходимо запросить у Еврокомиссии более четкие пояснения по изъятиям на уровне кодов ТН ВЭД, которые должны быть доведены до всех пунктов пропуска. В сложившейся ситуации выигравших нет. Можно было бы подумать, что таковыми являются европейские перевозчики, но и это очень сомнительно. Работать по понятному долгосрочному плану или контрактам, по ясным и не меняющимся каждый день правилам с растущими объемами перевозок гораздо выгодней. В ситуации неопределенности и снижения объемов торговли приходится закладывать это в цену, а убытки становятся непредсказуемыми”, - подчеркивает эксперт НМА.

Индустрия напитков, тоже серьезно пострадала в связи с дестабилизацией на рынке логистики, отмечает президент Союзнапитки Максим Новиков.

“Нарушены привычные маршруты транспортировки сырья, ингредиентов и оборудования, выросли цены на услуги, а также удлинилась сама протяженность маршрутов”, - говорит он. 

Что дальше? 

“Что касается введенных ограничений со стороны Беларуси, то там вопросов еще очень много, практика работы в предлагаемых нашими соседями условиях отсутствует, реакция европейских перевозчиков пока до конца не понятна”, -  обращает внимание Сергей Юшин. Так же, как и не очевидны коммерческие условия для реализации введенного запрета.

“Пока, наверное, кто-то решит объезжать Белоруссию стороной. А это снова приведет к удорожанию доставки. Думаю, после глубокого и детального анализа влияния ограничений на цепочку поставок будут вноситься изменения”, - считает эксперт.

Максим Новиков подчеркивает, что любые ограничения передвижения коммерческого транспорта через границу скажутся негативно на бизнесе и создадут дополнительные барьеры для товаропроводящей цепочки. По его информации, сейчас компании продолжают искать альтернативные маршруты транспортировки необходимых компонентов, но на это потребуется время. 

Основные трудности сегодня связаны и со сбоем поставок компонентов из-за рубежа (нехватка объемов), и с логистикой (нарушение цепочек поставок), и с геополитическим накалом в целом, отмечает Татьяна Савенкова. 

“Нарастающий сырьевой кризис может отразиться на ценах и ассортименте продуктов. Очевидно, что разнообразие SKU на полке будет сокращаться. Как ситуация скажется на конечных потребителях пищевой продукции, пока сказать тяжело”, - говорит она.

Полина Семенова добавляет, что за последнее время цены на ингредиенты значительно выросли. К тому же есть оправданные риски срывов поставок из-за рубежа. 

“Сегодня российские компании предпринимают шаги для стабилизации рынка, ищут новых поставщиков-изготовителей, разрабатывают/оптимизируют новые маршруты, но насколько хватит у них запаса прочности, не известно. При этом ингредиенты – не первоочередной фактор, который будет влиять на стоимость готовой продукции. Сильнее влияют другие факторы – подорожание упаковки и макрокомпонентов: сахара, муки, масла; доступность комплектующих и запасных частей для оборудования”, - считает она.

В СППИ подчеркивают, что, учитывая нарастающую тенденцию экономической изоляции, развитие внутреннего производства как моносырьевых компонентов и ингредиентов, малотоннажной химии, так и сложных продуктов синтеза, диверсификация действующих производств, становится насущной необходимостью. Кроме того, учитывая опыт 2014 года, даже запоздалым решением. 

“Но идти вперед нужно. Развивать и обеспечивать внутренние потребности перерабатывающих отраслей необходимо. Главное сейчас – усилить консолидацию возможностей бизнеса и мер поддержки государства в данном направлении”, - резюмирует Татьяна Савенкова.

1650957061

Автор: Елена Максимова
Теги: АПК

4705 просмотров

Также рекомендуем:


2 форум
Молочные заводы
Комментарии
2 ФОРУМ
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Нов 5 мин еженедельно

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы