Коджент

Обзор Что происходит с премиум-сегментом молочного рынка в кризис


Как правило, в периоды роста цен на продовольствие люди начинают переходить с более дорогих категорий продуктов питания на более дешевые. А значит, первыми ощущают на себе снижение покупательского спроса производители премиальных товаров. Однако участники молочного рынка, которые выпускают продукцию, относящуюся к дорогим сегментам, пока не наблюдают падения спроса. Более того, некоторые из них рассчитывают, что текущая экономическая ситуация сыграет им только на руку. Milknews рассказывает, как обстоит ситуация в премиум-сегменте молочного рынка в новом материале.

Продажи не упали

А2 молоко всегда относилось к сегменту премиальных продуктов на молочной полке. Если в обычное коровье молоко входят два типа белка – А1 и А2, - то А2 молоко содержит только белок типа А2. Считается, что белок А1 может стать причиной непереносимости молока и проблем с ЖКТ, поэтому потребители, которые не могут себе позволить в силу физиологических особенностей организма пить обычное молоко, готовы приобретать А2 молоко, стоимость которого в 2-2,5 раза выше привычного нам продукта. Как рассказали в компании-производителе, от А2 молока люди не собираются отказываться, даже несмотря на сложную экономическую ситуацию. В ООО «А2 МОЛОКО», которое производит ультрапастеризованное молоко А2, в последние два месяца наблюдают ощутимый рост продаж продукта, которое реализовывается под брендом "Умное молоко А2".

“Такую динамику мы связываем с ростом осознанности потребления и понимания им разницы между "обычным" молоком и молоком А2”, - делится гендиректор компании Вартан Аветов. При этом, подчеркивает он, на предприятии не относят этот продукт к премиальному сектору: “Наше молоко - товар для всех потребителей”.

В сегменте крафтовых сыров спрос в последние недели снизился, однако это обычное явление для периода поста, рассказывает владелец Истринской сыроварни Олег Сирота. В это время у предприятия каждый год происходит небольшое снижение покупательской активности. 

“Однако в последние две недели мы наблюдаем даже рост продаж на 10%. Пост заканчивается, и люди начинают потихоньку покупать молочную продукцию – это тоже вполне стандартная ситуация для данного периода в нашем сегменте. Причем такая ситуация не только на нашем предприятие, но и у других производителей сыров, чью продукцию мы реализовываем через сеть наших торговых точек”, - говорит сыродел.

Потребительские предпочтения пока не изменились

"Братья Чебурашкины. Семейная ферма" производит широкую линейку премиальных молочных продуктов с коротким сроком годности и дистрибуцией, в основном, в Москве и в Московской области. Общий ассортимент - более 30 SKU. Вся продукция предприятия – премиальная по цене и качеству и имеет короткий срок годности. Семейная ферма выпускает традиционные белые продукты – молоко, кефир, сметану, творог, масло, а также густые и питьевые йогурты, сливки, ряженку. Есть линейка безлактозных продуктов.

“Потребление молочной продукции зависит от многих факторов, и мы это видим по своим продажам, которые монитором понедельно. Праздники, погода, религиозные посты – всё это влияло и сейчас влияет на продажи нашей продукции в магазинах. Изменения в плюс минус 5–10% в недельных продажах – это довольно стандартная история. Ещё сильнее волатильность недельных продаж видна в сегменте HORECA”, - рассказывает основатель и гендиректор "Братья Чебурашкины. Семейная ферма" Владислав Чебурашкин.

По его наблюдениям, продажи компании в магазинах в марте упали на 10 – 15%. Продажи первой недели марта в сегменте HORECA снизились на 15%, но потом зафиксировались в районе минус 7- 8% от “типичной” недели. 

“Надо отметить, что Великий Пост ежегодно влияет на продажи и отделить влияние традиционного сезонного поста от новых факторов сложно. Мы не видим продуктов, показывающих нетипичную динамику, в сравнении с со всей нашей продуктовой линейкой. То есть, предпочтения покупателей пока не изменились”, - добавляет Чебурашкин. 

Курс рубля сыграет на руку

Олег Сирота в ближайшей перспективе скорее прогнозирует рост спроса на отечественные премиальные сыры, а не просадку.​ 

“Курс рубля относительно доллара и евро снизился, и цены у наших конкурентов из Швейцарии, Аргентины сильно выросли. Например, цены на хороший Грюйер и Аппенцеллер стали доходить до 5-7 тыс. руб./кг. Мало, кто сможет позволить себе купить его за такие деньги. Премиальные сыры российских производителей стоят значительно дешевле”, - считает он.

Владелец Истринской сыроварни добавляет, что предприятие наращивает объемы по переработке, открывает новые магазины и находит новых отечественных поставщиков.

В отношении "Умного молока А2" Вартан Аветов тоже ожидает только продолжение роста спроса: “Но это связано не с текущей политической ситуацией, а с большей информированностью людей о особенностях молока А2”. 

Хотя, считает он, в целом спрос на премиальную продукцию будет падать. Восстановлению его, по мнению руководителя компании «А2 МОЛОКО», будет способствовать стабильность во всем - в экономике, в политике, в мире.

Драйверы и барьеры

Владислав Чебурашкин называет несколько факторов, влияющих на потребление премиальной молочной продукции. В их числе – общая экономическая ситуация и доход населения, тренд ЗОЖ, цены на полках магазинов, разнообразие и ассортимент продукции в магазинах (включая товары заменители). 

“Традиционно, при осложнении экономической ситуации, сильнее проседает средний сегмент, а премиальная и дешевая продукция не столько теряют в продажах. Желание потребителей “порадовать” себя десертами и вкусной едой открывают новые ниши для производителей, такие как сладкие десерты на молочный основе, молочные напитки, функциональные продукты с добавками (витамины, белок, ферменты), снеки и так далее. Есть ещё и своего рода пропаганда пользы или вреда молочной продукции, и если в обществе преобладает то или иное мнение, то это сказывается на продажах, но это долгосрочный фактора”, - говорит он. 

Сейчас задача семейной фермы – не срывать поставки в магазины и кафе, продолжать производить качественную продукцию, сохранить коллектив, уверен Владислав Чебурашкин: “В новых условиях выросла себестоимость производства, однако мы делаем все, чтобы ее стабилизировать”. 

1650607723

Автор: Елена Максимова
Теги: Молоко

3774 просмотра

Также рекомендуем:


Quick мобильный

Комментарии
Для добавления комментариев вам необходимо авторизоваться
Мороженое 30.06
МО 2021
КРОК - 2 июня
Тула линия
Видео 5 минут
Цифровизация 28 мая
Сыр 118 до 1.06
Подпишитесь на нашу рассылку
Кизальман с 10.03.22


Аналитический центр Milknews
Зерно 28 мая
Полка 24 июня
Зерно 28 мая
Полка 24 июня