компоненты

Маркировка молочки с точки зрения розницы


С декабря 2021 года стала обязательной маркировка «молочки» со сроком хранения до 40 дней. И вот уже на пороге новые преобразования, которые коснутся практически всех игроков рынка маркированной молочной продукции. Но в значительной мере – розницы. Дата, которую нужно обвести на календаре кружком – 1 сентября. Что изменится и при чём здесь объёмно-артикульный учёт, рассказывает Дмитрий Панюшкин, эксперт по направлениям «ЭДО» и «Маркировка» компании «Такском». 

Первое изменение состоит в том, что обмен УПД теперь обязателен по ЭДО для всех участников рынка молочной продукции. И не важно, производитель вы, оптовик с огромной сетью покупателей или маленький розничный магазинчик формата «у дома» – УПД через ЭДО и точка. Пока что эта обязанность миновала лишь сегмент HoReCa (отели, рестораны, кафе, кейтеринг), фермеров и госучреждения. 

Также с 1 сентября розница, торгующая «молочкой» обязана сканировать 2D-коды при продаже и использовать онлайн-кассы для передачи сведений в «Честный ЗНАК».  Теперь, продавая, например, йогурт, кассир из магазина «Продукты 24» обязан не только пробить его штрихкод, как делал все прошлые 10 лет, но и считать 2D-сканером код Data Matrix, чтобы в систему «Честный ЗНАК» поступили сведения о выбытии конкретно этой единицы йогурта. И для этого кассиру понадобится не только 2D-сканер, но ещё и онлайн-касса с обновлённой прошивкой.  

И, наконец, третье новшество. Для всех участников рынка молочной продукции (кроме, по-прежнему, HoReCa, фермеров и госучреждений) становится обязательным объёмно-артикульный учёт. И именно этот пункт стал наиболее частой причиной вопросов от наших клиентов. Поэтому предлагаем разобраться:

  • что такое объёмно-артикульный учёт маркированной продукции, в чём его отличие от поэкземплярного учёта;
  • какое ПО и оборудование для ведения объёмно-артикульного учёта в розничном магазине. 

Для начала – терминология!
 

Объёмно-артикульный и поэкземплярный учёт: определения и особенности


Объёмно-артикульный учёт (ОАУ. Также возможен вариант «объёмно-сортовой учёт») – вид учёта маркированной продукции, при котором в УПД указывается наименование товара, его GTIN и количество. Это своеобразный переход к поэкземплярному учёту маркированных товаров. Будет применяться пока что только для «молочки», упакованной воды и пива, т. к. это быстрооборачиваемые категории с широким ассортиментом продукции.
 
Далее – поэкземплярный учёт (он станет обязательным с 1 июня 2025 года). В отличие от ОАУ, при этом виде учёта маркированной продукции каждый экземпляр товара придётся сканировать и указывать в УПД коды Data Matrix каждой единицы товара. Так, например, на сегодняшний день передаётся информация о другой подлежащей обязательной маркировке продукции – например, фотоаппаратах, духах, шинах или одежде. 

Теперь попробуем понять, как правильно вести объёмно-артикульный учёт маркированной продукции и что для этого нужно. 
 

6 шагов к правильной работе с маркированной «молочкой»


Если вы только начинаете работать с маркированными товарами или вообще только открываете свой магазин, то первый шаг – оформление электронной подписи (ЭП).

Она понадобится для множества операций: регистрации онлайн-кассы в ФНС, подключения к «Честному ЗНАКУ» и сервису электронного документооборота, сдачи онлайн-отчётности в госорганы, заверения УПД, договоров, накладных, счетов-фактур. 

Второй шаг – регистрация в системе маркировки «Честный ЗНАК». Именно в эту систему, как мы уже говорили, вы будете отправлять информацию о выбытии и приёмке маркированных товаров, УПД от поставщиков. Вы можете сэкономить своё время и заказать нашу услугу «Регистрация в системе «Честный ЗНАК». 

Небольшая ремарка о том, какие ЭП понадобятся. Если вы, например, владелец магазина и у вас есть сотрудники-кассиры, то вам понадобится несколько разных электронных подписей. 

Для первичной регистрации в системе «Честный ЗНАК» и регистрации кассы в ФНС нужна подпись первого лица организации или ИП. Эту ЭП можно получить только в ФНС и только лично (бухгалтер или завхоз не могут приехать вместо директора, даже если ему совсем некогда). Чтобы посещение ФНС и получение ЭП прошло быстро и спокойно, рекомендуем заранее проверить документы и приобрести токен. 

Вашим кассирам или товароведам, работающим с маркированным товаром, понадобится ЭП сотрудника. Получить её можно в удостоверяющем центре «Такском».
 
Третий шаг – приобретение онлайн-кассы и проверка её готовности к работе с ФФД 1.2, приобретение 2D-сканера штрихкодов. Эксперт направления «Маркировка» от ЦТО «Такском-Касса» Вадим Сажин дал рекомендации и подготовил перечень оборудования, которое чаще всего приобретают клиенты, торгующие маркированной продукцией в розницу.  
 

Онлайн-кассы


АТОЛ 27Ф

Идеальный практичный вариант для торговых точек любой сферы деятельности с большой пропускной способностью клиентов – например, крупных магазинов. Оптимально подходит для предприятий корпоративного сегмента и всех, кому необходимы высокая скорость печати.

Подключается практически ко всем существующим видам кассового ПО. ЦТО «Такском-Касса» рекомендует использовать в тандеме с ПО «Бифит касса», Дримкас, Frontol 6. 

Sigma 10
 
Даже не совсем касса, а POS-система («готовая точка продаж» или «готовое место продавца») в одном устройстве. Хороший вариант для среднего бизнеса. ПО этой кассы оптимизирует функционал под тип бизнеса. Как это происходит: в начале работы с кассой вы выбираете тип бизнеса: еда (общепит), услуги или торговля. И касса автоматически подбирает те функции, которые нужны в таком случае. Например, учёт столов, бонусную систему и так далее. Под каждый тип есть на выбор 3 тарифа – под разное оборудование.  

Эвотор 5i 

Касса-«трансформер» – с помощью встроенного магазина приложений можно добавлять нужный функционал – интеграции с разными учётными системами, учёт товара, работу с маркировкой или ЕГАИС. 

Но кроме модульности это ещё и касса «3в1» – принимает наличные, банковскую карту (есть встроенный эквайринг) и может работать как облачная касса (например, фискализировать оплату с сайта). Подходит для малого и среднего бизнеса. 

МСПОС К 

Самый минимальный недорогой набор для работы с маркировкой (можно считывать коды с помощью камеры, а можно подключить проводной/беспроводной сканер). Рекомендуем использовать в тандеме с ПО «Бифит Касса» – есть работа с товароучётом, интеграция с 1С. Подходит для малого и среднего бизнеса.
 Меркурий 185ф 

Простая автономная касса, подходящая для маленького потока чеков. В ней нет товароучёта, интеграций, но касса идеально работает с маркировкой.
А для того, чтобы выбрать, какой сканер добавить, читайте следующий пункт.
 

2D-сканер для считывания Data Matrix


АТОЛ SB2108 Plus

Один из лучших сканеров по соотношению «цена/качество». Из преимуществ – отличное считывающее устройство, которое подойдёт даже для маленьких кодов маркировки. Также этот сканер интегрируется практически со всеми видами кассового ПО. Идеален для больших магазинов, супермаркетов с высокой проходимостью;

АТОЛ SB2109 BT 

Беспроводной сканер (может работать на расстоянии до 50 метров от кассы), тоже один из лучших по соотношению «цена/качество». Из преимуществ – есть встроенная память (в случае выхода из зоны действия запоминает до 10 тысяч штрихкодов и передаёт их в кассу или товаро-учётную систему при возвращении к ним);

МойPOS MSC-6607C2D

Бюджетный 2D-сканер, который подходит для работы с маркировкой. Основное его преимущество – низкая стоимость. 
А теперь от технического оснащения перейдём к ПО. 

Итак, шаг номер четыре –  выбор оператора и сервиса ЭДО. 

Допустим, магазин «Продукты 24» заказал у оптовика с доставкой десять паллет молока. И теперь ему нужно:

1.    Проверить коды маркировки при приёмке товаров: сверить GTIN и количество товара в УПД и по факту. А если что-то не совпало – отправлять корректировочный документ (по ЭДО);
2.    Если всё в порядке, все коды совпали, то нужно подписать УПД (электронной подписью сотрудника или, если сотрудников нет, то – первого лица) и поручить оператору ЭДО отправку УПД в «Честный ЗНАК» (на основании договора с оператором ЭДО);
3.    При продаже обязательно отсканировать Data Matrix с упаковки, и оператор фискальных данных, получив сведения с онлайн-кассы отправит их всё в тот же «Честный ЗНАК». Кстати, ПО вашей онлайн-кассы должно быть обновлено для работы с маркировкой. 

В последнее время на рынке появилось множество сервисов ЭДО для работы с маркировкой. Глобально их можно разделить на:
  • web-решения (в том числе, с мобильной версией);
  • разнообразные интеграции с товароучётными системами. 
Разберёмся, в чём особенности обоих вариантов.

Web-решение – софт с простым, понятным интерфейсом. Работает обычно прямо из браузера в формате онлайн-кабинета, зачастую есть мобильное приложение (кстати, это хорошая возможность сэкономить на сканере Data Matrix). Такие решения могут приносить компании пользу не только при работе с маркировкой, но и в других сферах (например, для кадрового электронного документооборота или передачи транспортных документов). 

Готовое интеграционное решение подойдёт, если вы хотите работать в привычном интерфейсе (то есть, в окне одной программы) вашей товароучётной системы (например – 1С) и обмениваться оттуда же УПД. А дорогостоящая индивидуальная разработка вам не по карману. 

На практике это выглядит как специальный встраиваемый в 1С модуль. Есть разные варианты, на случай, если вы глубоко изменили свою 1С под свой бизнес, она уже не обновляется и не поддерживает работу с маркировкой – это один модуль и одно решение. Если вы сдували пылинки со своей 1С, своевременно обновляли, то это – совсем другое решение. Подробнее вам расскажут операторы ЭДО, интеграторы, которые работают с 1С по франчайзи (тм. Обращайтесь только к проверенным франчайзи 1С!)

Шестой шаг – выбор оператора фискальных данных (ОФД).

Как ОФД вообще связан с маркировкой? Сейчас объясним.

 Как мы знаем, основное назначение ОФД – передача кассовых чеков в ФНС России. Все кассы магазина должны быть подключены к ОФД, иначе – штрафы за несоблюдение 54-ФЗ. Но! Теперь кроме ФНС, информацию от оператора фискальных данных получает ещё и система маркировки «Честный ЗНАК». Зачем? Чтобы фиксировать выбытие кода маркированного товара.

Кроме соблюдения закона, ОФД помогут с оперативным контролем продаж через смартфон или браузер ПК: вам будет доступна вся информация по сменам, статистика, аналитика по кассирам и кассам. 

Некоторые сервисы ОФД предоставляют возможность получить персональный настраиваемый отчёт по разным параметрам. Кроме того, можно настроить права доступа сотрудников – по функционалу, доступной к просмотру информации, торговым объектам. 

Выполнив эти 6 действий, вы подготовите свой магазин к торговле маркированной молочной продукцией и обезопасите себя от штрафов (например, за торговлю без маркировки можно отдать до 100 000 рублей). Можно выполнять эту инструкцию пошагово, а можно использовать как чек-лист, чтобы понять, всё ли у вас готово. 
 

1662023358
4043 просмотра

MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
Чечин
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

Сессии 18
до майских 24
Подпишитесь на нашу рассылку
Сессии 18


Аналитический центр Milknews
Масложир
Дзен
Масложир
Дзен