В Петербурге хотят обязать магазины указывать наценку на продукты
Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга приняли законопроект, обязывающий продуктовые сети указывать рядом с ценой на социально-значимые товары процент собственной наценки. Соответствующую поправку к федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» парламентарии предложат рассмотреть Госдуме РФ.
Мера призвана улучшить прозрачность ценообразования, пресечь случаи спекулятивного роста цен и ускорить реакцию надзорных органов, говорится в пояснительной записке. По данным депутатов, за последние несколько лет рост цен на многие позиции продуктов существенно выросли. Отдельные позиции подорожали на 60%. При этом, по мнению автора проекта Андрея Рябоконя, наценка ретейлеров не всегда объективна.
Парламентарии полагают, что это можно будет контролировать, если ритейлеры будут указывать рядом с ценой на социально значимые товары размер установленной на них наценки (в процентах от цены приобретения). Мера коснется мяса, масла, молока, яиц, сахара, соли, чая, муки, хлеба, круп, овощей и некоторых фруктов. Следить за достоверностью данных будет Роспотребнадзор.
За проголосовали все присутствующие депутаты. Закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
В ходе обсуждения проекта в первом чтении не все парламентарии поддержали инициативу. Депутат Михаил Амосов заявлял, что потребители в любом случае не будут покупать социально-значимые товары, если цена на них будет значительно выше, чем в других магазинах. Кроме того, ритейлер может менять процент наценки, исходя из собственных расчетов, отмечал депутат Александр Рассудов.
«Я вижу тысячу способов, как можно менять цену приобретения и делать наценку минимальной, хотя по сути она будет выше <...> Ретейлер все равно будет действовать в своих интересах, а вы пытаетесь подменить рынок и конкуренцию», — заявлял депутат.
Как ранее передавал «Коммерсантъ Санкт-Петербург», в комитете Госдумы по промышленности и торговле проект приняли, однако входящие в него депутаты считают, что инициатива не решит проблему роста цен, так как цены растут почти всегда не из-за спекуляции магазинов, а из-за особенностей на рынке. Кроме того, именно на социально значимые товары наценка, как правило, минимальная. Ретейлеры зарабатывают на наценках на более дорогие товары — например, на алкоголь, указывали в комитете.
АПК