компоненты

Наталья Романенко О трудовой миграции и других проблемах аграрной отрасли Украины


Директор по персоналу одного из крупнейших агрохолдингов Европы – группы компаний «Укрлендфарминг» - Наталья Романенко рассказала УНИАН о том, какие меры могут предпринять аграрные предприятия Украины, чтобы не допустить выезда сельской молодежи за рубеж, о стратегии «Укрлендфарминг» на рынке труда и инновационных методах обучения молодых специалистов.
 
- Трудовая миграция является для агроотрасли вызовом, а для государства - конкретной задачей. И чтоб предпринимать меры, нужно для начала разобраться в причинах. А если разобраться, трудовая миграция - это нормальный процесс борьбы стран за специалистов, которые будут работать, платить налоги и развивать целые отрасли. Красноречивы изменения после отмены визового режима с ЕС.
 
Очевидно, что пограничные к Украине государства применяют маркетинговые технологии, чтобы привлечь рабочую силу. Польша выдала более 90% первичных разрешений на проживание и трудоустройство на территории ЕС за 2014-2016 годы и продолжает внедрять новые возможности для украинцев в получении разрешений на работу. По данным исследования EWL SA,  из 900 опрошенных украинцев большинство рассматривают возможность трудоустройства и в другой стране, кроме Польши: в Германии - 27% и в Чехии - 20%. То есть Польша - это стартовая площадка для дальнейшей миграции, но, в отличие от Украины, Польша уже предпринимает меры для удержания рабочего населения.
 
Причин для миграции несколько. Первая - уровень жизни. Вторая - уровень заработной платы. Третья - будущее детей. Украина не готова к конкуренции. Особенно не готова в селах, жители которых составляют 30% от населения страны. Именно они чаще всего и выезжают. Вакансий в Украине хватает, зарплата достойная (конечно, не на уровне ЕС, но вполне сравнима с уровнем жизни), однако нанять персонал оказывается задачей “со звездочкой”.
 
- Каким образом государство и крупный бизнес могут изменить эту ситуацию и стимулировать людей оставаться работать в сельской местности?
 
- Людям хочется жить лучше, и они понимают, что смогут обеспечить эти лучшие условия, зарабатывая больше и живя в стране с более высоким уровнем жизни. Понятно, что если бы дать сравнимые условия в Украине, они бы оставались. К сожалению, перспективы в украинском селе оставляют желать лучшего. Мы многое делаем, чтоб убедить молодежь остаться в населенных пунктах, где ведем хозяйство. Мы ремонтируем дороги, водопроводы, проводим освещение, обновляем церкви, детсады и школы, поддерживаем развитие малого бизнеса, спонсируем кружки и спортивные секции. Профориентационный проект “Укрлендфарминга” для детей «Маленький фермер» стал уникальным проектом, который рассказывает школьникам о профессиях на земле. Да, делаем много, но необходимо взаимодействие с государством, необходима стратегия развития агроотрасли (и развития села), обновление системы образования для аграрных специальностей и многое другое. Только объединение усилий сельхозкомпаний и власти сможет переломить ситуацию и остановить трудовую миграцию.
 
- За границей много украинцев работают именно в агро. Какие для них аргументы остаться в Украине, если там зарплата в разы больше?
 
- Средний возраст специалистов рабочих специальностей на предприятиях “Укрлендфарминг”- 42-45 лет, а средний срок работы - больше 5 лет. Это свидетельство нашей готовности удовлетворять потребности сотрудников. На первом месте у них - все таки семейные ценности и потребность быть ближе к семье. На втором - возможность развиваться и строить карьеру. И только на третьем - зарплата. Мы же предлагаем работу в селе и городе, где они выросли и обосновали семьи, эти села мы облагораживаем и развиваем. Сотрудникам даем возможность расти от рабочего до руководителя предприятия. Мы платим рынковые зарплаты, средние по рынку Украины. И если вычесть из зарплаты за границей налоги, аренду за жилье и билеты в Украину, чтоб повидаться с семьей - то разница не всегда сильно ощутимая. Более того, и за границей, и в Украине, специалисты рабочих специальностей в агро, работают на одинаковой технике - это автоматизированные комбайны и тракторы, с кондиционированием и даже самоуправлением. А агроному не всегда необходимо выходить в поле - достаточно запустить дрон и проанализировать данные, которые поступают на планшет или компьютер. В Украине у специалистов, которые приходят в агро, намного больше перспектив, чем за границей. Украина все больше экспортирует зерна и яиц, мы развиваем производство и создаем рабочие места. Вклад в развитие сотрудником в агро отрасли сравним разве что с вкладом в ИТ индустрии. И я не перестаю говорить, что агро - высокотехнологичная отрасль, поэтому в ней работать очень интересно и престижно.
 
- Нехватка каких специалистов на сегодняшний день в сельском хозяйстве чувствуется острее всего?

- Мы рады бы нанимать больше специалистов рабочих профессий. Например, комбайнеров и трактористов, водителей машин дальнего следования. Также нам необходимы опытные и знающие агрономы. К сожалению, современная система образования на практике оказывается далекой от идеала. Мы сотрудничаем с образовательными учреждениями и результат видим только работая в одной связке. Сегодня агроном - это не просто “агро инженер”, это - управленец, который анализирует потребности компании, возможности поля, ведет переговоры с поставщиками, управляет временем и людьми. В дополнение к основным знаниям по профессии мы во внутреннем корпоративном университете учим тому, чему не учат в вузах.
 
- С какими вузами сотрудничает “Укрлендфарминг”?
 
- Мы по разным проектам работаем с 22 образовательными заведениями с 2012 года. Преимущественно сотрудничаем с колледжами - они дают хорошие практические навыки. Кроме того, мы хотим поддержать колледжи и сделать их более привлекательными для молодежи. Соотношение высшего образования и колледжей в Европе - 30 на 70%, а в Украине наоборот - популярно получать высшее образование, а много вакансий есть для специалистов со средним специальным образованием. Наша задача показать молодежи, что не обязательно получать высшее образование (и вкладывать столько времени и денег), чтобы быть успешным и много зарабатывать. Достаточно закончить колледж, устроится в агрокомпанию и получать там практические навыки, которые очень высоко ценятся. За границей, например, наблюдаем фермеров со средним образованием, и при этом они - миллионеры.
 
- Какие проекты вам уже удалось реализовать совместно с образовательными учреждениями?
 
- Совместно с колледжами и вузами мы проводим лекции, обсуждения и мастер-классы, приглашаем студентов посетить наш корпоративный университет. Эффект сложно переоценить - студенты сразу окунаются в рабочую среду, приходит понимание как работает агрокомпания, какие ее потребности, ее ритм работы и способ мышления людей в бизнесе.
 
- Какие самые эффективные методы подготовки студентов вы видите?
 
- Я убеждена, что менторство выходит на первый план как один из самых эффективных методов обучения. Формализованные тренинги, лекции и конференции останутся: но будут понемногу отходить на второй план. Новое поколение воспринимает быстрое получение информации - через бизнес-симуляции, воркшопы. Они ценят свободу выбора места и времени обучения - для них оптимальным будет дистанционное обучение. Также хотят сразу применить на практике то, чему научились - тут на помощь придет дуальное обучение. Когда, например, колледж и агро предприятие совместно готовят новых специалистов. Колледж дает теорию, а на предприятии студенты сразу тренируют практические навыки.
 
- Какие нетрадиционные методы обучения используете внутри компании?
 
- Самый любимый нашими сотрудниками - это формат “Антикафе”, неформальные встречи сотрудников.  В “Антикафе” можно поучаствовать в мастер-классе на тему лидерства, стиля жизни, здоровья. А также можно поиграть в различные игры, посмотреть и после обсудить интересный фильм.
 
- За последний год «Укрлендфарминг» получил большое количество наград как один из лучших работодателей страны. Благодаря чему удалось этого достичь?
 
- Благодаря тому, что мы этого достойны. Есть внутренние и внешние факторы, которые влияют на наш статус работодателя. Внутренние - это четкая система управления персоналом, стратегия управления персоналом и ее связь с общей стратегией компании, эффективный подбор персонала. Также сюда можно отнести взаимодействие с учебными заведениями, проект “Внутренний кадровый резерв”, систему обучения, систему оценки работы и карьерный план. У нас очень сильная корпоративная культура и работают внутренние коммуникации.
 
С 2012 года, когда сформировался HR департамент,  мы запустили проект по выявлению ценностей компании и определения ключевых компетенций, которые и стали ориентирами развития каждого сотрудника компании. Конечно, они со временем трансформируются, но в общем ценности и компетенции остаются базой, на которую мы ориентируем нашу команду. В современном обществе именно ценности выходят на первый план. Кандидаты, особенно современная молодежь выбирают компанию на рынке по схожим ценностям, им важно делать что-то ценное для общества. И мы идем в ногу со временем - реализовываем КСВ проекты, спортивные мероприятия, благотворительность.
 
Мы обращаем внимание на развитие лидерских навыков сотрудников и развитие инициативности, которая помогает внедрять изменения. Мы постоянно обучаем наших сотрудников не только профильным знаниям, но и лидерству, чтоб они могли расширять свои зоны влияния как горизонтально, так и вертикально.
 
Внешние факторы - это рынок, на котором мы работаем, престиж профессий и заработная плата. Агро индустрия - одна из самых перспективных. Только “Укрлендфарминг” генерирует 1% ВВП страны. Также это отрасль, где можно не иметь высшего образования, но хорошо зарабатывать и развиваться. Можно работать с высокими технологиями и постоянно учится. В агро всегда будет интересно. Зарплаты в в “Укрлендфарминге” всегда были достойными и мы держим эту планку.
 
Наши инвестиции в формирования бренда работодателя работают и мы рады, что рынок это заметил и отметил нас в рейтингах.  

Источник: УНИАН

 

1550745247

4803 просмотра

MN В ДЗЕН
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
аукцион коров
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД

Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен