Ольга Федоткина Инициатива с весовыми датчиками рискует стать проблемой для участников рынка АПК
На прошлой неделе стало известно, что Минтранс и Минпромторг разрабатывают поправки в техрегламент, в рамках которых к 2022 году грузовые машины должны будут в обязательном порядке оснащаться датчиками осевой нагрузки. Milknews узнал о возможных последствиях этой инициативы у Ольги Федоткиной, Исполнительного директора Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики.
В первую очередь, последствия от реализации инициативы будут финансовыми. Сейчас стоимость оснащения одного транспортного средства - порядка 500 евро. При низкой маржинальности в транспортной отрасли, это требование поставит часть бизнеса на грань выживания. На наш взгляд, установка датчиков должна быть добровольной.
Кроме того, АПК не показал бы существующие позитивные результаты без господдержки. Так что инициатива приведет к переносу затрат на себестоимость продукции и снизит конкурентоспособность всего АПК в России. Сельхозтоваропроизводители будут вынуждены обратиться к государству за компенсацией понесенных затрат для выравнивания условий с иностранными конкурентами. Вероятно, это приведет к полному отказу от нее, если только Минтранс не готов выделить из своих программ бюджет на компенсацию.
Что касается ритейла, то здесь отдельные перевозчики уже оснащают грузовики датчиками осевой нагрузки. Но этот подход – добровольный. Более того, нет никаких гарантий, что в случае выставления штрафа за перегруз, датчик на транспортном средстве будет аргументом в сторону перевозчика.
Также не ясно, будет ли единый оператор у этой системы или передачу данных компании должны осуществлять самостоятельно; какие будут предъявляться требования к устройствам контроля нагрузки; как обеспечить обмен данными между бизнесом и государством; как разрешать споры в случаях, если датчики ошибочно выдают перегруз; что будет использоваться в качестве приоритетного источника информации о нагрузке на ось при расхождении данных датчика и автоматического пункта весогабаритного контроля?
Не понятно также, нужно ли будет оснащать датчиками весь парк или вводить систему постепенно, оснащая устройствами только новые грузовики. Это защитит перевозчиков со старым парком от угрозы банкротства.
Как уже было сказано, наибольшая проблема рискует встать среди участников рынка АПК. Кроме того, инициатива вызовет сопротивление у серой части рынка грузоперевозок, где есть прямой интерес продолжать перевозить грузы без учета разрешенной нагрузки на ось. Наконец, есть вопрос со стороны грузоотправителей. Имеют место сознательные нарушения, на которые идёт перевозчик без уведомления грузоотправителя. В частности, к этому относятся перевозки зерна. Получается, нужно четко разделить ответственность сторон. Сейчас граница оказывается размыта.
Что касается последствий для молочной отрасли, то на примере АСВГК мы видим, что система функционирует без учёта определения весовых параметров транспортных средств с наливными грузами в движении. Из-за этого возникают штрафы за перегруз из-за неверного определения данных. Перевозчики наливных грузов не имеют возможности обосновано обжаловать штрафы. Если датчики станут одним из элементов процедуры оспаривания таких штрафов, то это будет безусловный плюс для транспортной отрасли. Пока не решен вопрос по их легитимизации, эти данные остаются лишь средством внутреннего контроля. Резюмируя, мотивацией к установке осевых датчиков будет являться интеграция информации датчиков и информационной системы АСВГК в целях подтверждения факта соответствия нагрузки на ось. Тогда осевые датчики будут выгодны, например, перевозчикам молочных или насыпных непломбируемых грузов. Для закрываемых и пломбируемых грузов целесообразно использовать электронную пломбу в совокупности с весами.
Таким образом, ждать решения проблем с критичными перегрузами бессмысленно. Допзатраты лягут, главным образом, на добросовестных перевозчиков, которые и так следят за соблюдением законодательных требований. Но если датчики смогут стать легитимным инструментом в процедуре оспаривания, то бизнес может согласиться пойти на их установку.