компоненты

Растущий спрос на молочные жиры и дефицит кадров обсудили на XVIII «Молочных сессиях»


Итоги I квартала, ситуацию с жирами, а также проблему дефицита кадров обсудили эксперты и лидеры отрасли в ходе XVIII заседания «Молочных сессий», которое прошло 25 апреля в Marriott Imperial Plaza в Москве.

Организаторами мероприятия выступили Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) и информационное агентство Milknews. Генеральным партнером мероприятия стала компания «Упаковочные системы», партнерами - компании «Кизельманн Рус», KSITEST и «Процессный инжиниринг», Ассоциация производителей – экспортеров сена и кормов (APEHF).

Открывая встречу, генеральный директор Союзмолоко Артем Белов рассказал о ситуации на российском молочном рынке по итогам I квартала 2024 года, подробно подсветил вопрос дефицита молочного жира, а также дал прогнозы развития сектора до конца года.

В своем выступлении он отметил, что рост реальных располагаемых доходов населения, а также тот факт, что молочная отрасль продолжает оставаться драйвером продовольственной дефляции, привели к тому, что потребление молочных продуктов выросло с 6% в конце прошлого года до 8% по итогам I квартала текущего. Вслед за потреблением растет и производство, причем в сегменте йогуртов и творога – двузначными темпами.

«Сейчас практически по всем позициям у нас идёт интенсивное снижение запасов год к году, по всем категориям в среднем на 13%. Наиболее серьёзное - в сливочном масле и в сухом обезжиренном молоке», - добавил Белов.

Глава Союзмолоко рассказал, что производство товарного молока по итогам прошлого года составило 1,2 млн т, что на 5% выше показателей 2022 года. В I квартале тенденция сохранилась, прирост составил порядка 4%. К концу года прогнозируется, что производство увеличится на 800-900 тыс. т., спрогнозировал эксперт.

Белов также отметил, что цена на сырое молоко в стране практически восстановилась до уровня конца 2022 года, хотя разница в цене между регионами очень существенная. В среднем по России стоимость кг молока (3,7/3,2 без НДС) составляет порядка 37 руб./кг. Наиболее сложная ситуация с ценами складывается сейчас в Сибири, в части регионов Урала и Поволжья. 

Говоря о господдержке, Белов напомнил, что льготная ставка по кредитам для молочной отрасли увеличилась до 10% с 6,8%. При этом он отметил, что ее снижения можно ждать не ранее, чем снизится ключевая ставка ЦБ.

По итогам 2024 года Союзмолоко ожидает прирост экспорта примерно на 15%, озвучил Белов. При этом цифра может вырасти, по его словам, «в зависимости от того, когда будут реализованы те инвестпроекты, которые сейчас находятся в стадии строительства (прежде всего по «сушке»), какого качества этот продукт будет и насколько мы действительно сможем продвинуться на ключевых рынках».

Серьезным фактором, который драйвит сейчас внутренний молочный рынок нашей страны, Белов назвал ситуацию с жирами. Рост потребления сливочного масла в начале 2024 года составило 2%, а сливок – 26%. При этом производство сливочного масла выросло на 3%, сливок – на 26%, выросли объёмы поставок масла из Республики Беларусь. «С учётом роста потребления, производства и относительно стабильного импорта при снижении экспорта рынок по маслу остается напряжённым и останется таковым в среднесрочной и долгосрочной перспективе. По сливкам в общем и целом ситуация находится на относительно стабильном уровне», - считает глава Союзмолоко.

Говоря о ситуации с жирами, Белов призвал российский молочный бизнес более активно экспортировать белки, потому что цена внутреннего рынка сейчас существенно ниже, чем цена глобальных индикативов GDT. «Сейчас по прошлому году есть субсидия на экспортную логистику. В этом году, я надеюсь, что она сохранится, может быть, не в таком объёме, как была в прошлом году. Соответственно, один из инструментов регулирования рынка по жирам - это экспорт СОМ, экспорт белков. Это позволит получать комфортную доходность для переработчиков», - отметил он.

Ситуацию с жирами в своих выступлениях также затронули коммерческий директор ООО «Русмолко Дэйри Трейдинг» (OLAM) Андрей Антонов, генеральный директор ГК «Продинвест» Сергей Ковальков и коммерческий директор «Ува-Молоко» Константин Емшанов.

О перспективах развития сыродельного рынка рассказал вице-президент «Милком» Михаил Камышный. Он отметил, что сегодня сыр занимает примерно 25% от объемов производства компании, при этом брендовая продукция в сырах составляет более 90%. «Мы хотели бы попробовать играть на рынке творожных сыров», - поделился спикер. Говоря в целом о сырной категории, Камышный отметил, что она будет подрастать. «Безусловно, потенциал есть, но какого-то взрывного роста здесь не вижу», - считает он.

Своим видением ситуации на рынке поделились также директор по развитию группы компаний «Фудлэнд» Андрей  Дахнович и первый заместитель генерального директора «Русмолко» Станислав Фролов. А завершил первую часть встречи по традиции руководитель Центра Агроаналитики Минсельхоза РФ Дмитрий Авельцов, который рассказал о том, что происходит на мировом молочном рынке. По его данным, в 2023 году в мире было произведено порядка 950 млн т молока, что на 1,3% больше показателей предыдущего года. Среднедушевое потребление молока на душу населения в мире составляет 117,7 кг. Общий объем мировой торговли молочными продуктами в 2023 году (в молочном эквиваленте) эксперт оценил в 84 млн т.

Вторая часть «Молочных сессий» на этот раз была посвящена кадровому голоду в молочной индустрии, в том числе лучшим кейсам и практикам работы с персоналом от ведущих отраслевых компаний.

Руководитель АНО «Институт Развития предпринимательства и экономики» Артур Гафаров представил исследование «Кадровый дефицит в России. Взгляд на проблему со стороны бизнеса и региональной власти».

В своем выступлении эксперт отметил, что ситуация с кадрами в стране достаточно сложная. «По итогам нашего исследования мы пришли к выводу, что быстрых и лёгких решений здесь нет. Все они, так или иначе, уже были перепробованы и в данный момент себя исчерпали», - сказал он.

Согласно опросу компании, в России не хватает низкоквалифицированной рабочей силы (курьеры, грузчики, люди, которые работают на производстве) и высококвалифицированных специалистов (инженеры, IT-специалисты и т.д.).

Что касается непосредственно сельского хозяйства, в зависимости от размера бизнеса кадровый дефицит здесь составляет от 5 до 10% для крупных предприятий и порядка 20% - для небольших компаний. Основные источники, откуда бизнес в сельском хозяйстве планирует набирать кадры, это молодежь, мигранты и специалисты из других регионов.

Одним из интересных наблюдений, которое показало исследование, Гафаров назвал изменение важности повышения заработной платы как единственного фактора при выборе места работы.

В качестве мер, которые следует принять для решения вопроса дефицита кадров, эксперт предложил возродить институт целевого обучения для молодежи, снизить НДФЛ для несовершеннолетних работников, ввести целевой патент на привлечение мигрантов, сохранить надбавки для работающих пенсионеров.

Представитель одного из крупнейших производителей молочной продукции в нашей стране представила кейс по решению кадрового вопроса в своей компании. Она отметила, что сейчас на рынке труда формируется очень большой разрыв между предложением и спросом - количество кандидатов снижается, а число вакансий растет. При этом, помимо уровня зарплаты, молодые соискатели обращают все больше внимания на график работы и интенсивность труда.

Привлечение, удержание, рост – такие цели обозначила спикер, рассказывая о кадровой политике своей компании. «Мы снизили требования к нашим кандидатам и собеседуем человека не на конкретную вакансию, а в целом. Пытаемся понять, на какую бы вакансию внутри нашей организации этот человек мог подойти, берём новичков и учим их с нуля. Мы внимательно пересматриваем предложения по медицинским страховкам, у нас есть целая программа, которая направлена на здоровый образ жизни и психологическую поддержку», - рассказала эксперт.

Руководитель Управления по работе с персоналом «ЭкоНива-АПК Холдинг» Борис Морев рассказал о том, с какими проблемами сталкивается компания в вопросе привлечения кадров и какие пути их решения находит.

Уровень текучести кадров в сфере АПК составляет сейчас порядка 20%, озвучил эксперт. При этом переманивание кадров внутри отрасли, которое практикуют многие предприятия, не решает проблемы.

Что касается откликов на вакансии, то для рабочих специальностей на одного вышедшего сотрудника в компании приходится 100 собеседований, для специалистов – соотношение 6 к 100. При этом топовой причиной отказов потенциальных работников при «холодном обзвоне» со стороны работодателя является то, что они не ищут работу. «Мы сталкиваемся с тем, что некая «избалованность» рынка приводит к тому, что, сотрудники не держатся за свою работу, легко её меняют. Вопрос упирается в то, чтобы максимально удержать людей», - отметил Морев. 

При этом он подчеркнул, что даже в сельской местности, где люди более приспособлены к интенсивному труду, наблюдается запрос на снижение рабочей нагрузки. «Люди хотят два выходных, хотят сбалансированный режим личной и рабочей жизни. Это становится всеобъемлющей тенденцией, к которой, к сожалению, не всегда менеджмент готов», - сказал эксперт.

В качестве главной меры, которая поможет решить кадровую проблему, Морев назвал максимальную автоматизацию рабочих процессов: «там, где можно убрать человека из технологического процесса, его надо убирать». Также необходимо улучшать условия труда и отдыха, повышать безопасность и комфорт на предприятиях. Целенаправленная подготовка практикантов – еще одна действенная мера, считает эксперт.

«И, конечно, развитие управленческих компетенций - тоже важный элемент, потому что многие вопросы могут быть решены качественным менеджментом, и часть увольнений можно избежать. Вообще думаю, что нам нужен тренинг по уважению», - подытожил Морев.

Генеральный директор компании Streda Consulting Алексей Груздев в своем выступлении затронул вопрос аутсорсинга как механизма решения проблемы дефицита кадров.

По мнению Груздева, для российского сельского хозяйства с учётом географической распределенности, разного масштаба и технологического уровня животноводческих объектов, тематика аутсорсинга достаточно актуальна. Она набирает обороты, и потенциал у неё очень большой.

«Цель аутсорсинга – концентрация ресурсов и компетенций на ключевых для бизнеса процессах, - рассказал эксперт. - Для молочного животноводства это, прежде всего, содержание дойного стада. По опыту Европы и США, все остальное теоретически может быть передано на аутсорсинг».

В продолжение темы соосновательница компании KSITEST Дарья Яковишина в своем выступлении рассказала об аутсорсинге в генетической селекции КРС.

Завершил встречу генеральный директор холдинга «МолСиб» Игорь Елисеенко. В своем выступлении он рассказал, какие практики использует компания для привлечения молодых специалистов, а также о курсах повышения квалификации для специалистов молочной отрасли Сибирского региона, которые действуют на базе холдинга.

В конференции приняли участие более 100 руководителей предприятий молочного сектора.

Следующее заседание «Молочных сессий» пройдет 18 июля 2024 года. 

Регистрация и подробности будут доступны на нашем сайте.
1714141969

Молоко

756 просмотров

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен