Повышение эффективности животноводства: опыт лучших предприятий России
18 мая в рамках выставки АГРОС Союзмолоко проводит пленарную сессию «Повышение эффективности животноводства: опыт лучших предприятий России». Мероприятие пройдёт в 10.30-12.00 в "Красном" конференц-зале 2-го павильона Крокус Экспо.
Мы заканчиваем наше мероприятие, спасибо за внимание! До новых встреч!
Дмитрий Матвеев: в молочном животноводстве ни на чем экономить нельзя. Вы можете работать с ценами, протоколами, балансировкой кормов, например.
Игорь Елисеенко, Союзмолоко.Сибирь: Ситуация в Новосибирской области такова, что у нас производится 1900 тонн молока в сутки, но только 40% оставется в области, остальное вывозится - в основном в Алтайский край. Больше 20% из производимого объема производит "ЭкоНива". У высокопродуктивных предприятий возникают как раз проблемы из-за удорожания кормов. Мы очень ждем, когда "ЭкоНива" построит свой крупный завод по переработке - тогда ситуация изменится. Пока производителям тяжело, цена не растет. Недавно из-за поломки на Рубцовском сырзаводе в Алтайском крае началось снижение закупочных цен на сырое молоко - новосибирские молочники пострадали тоже.
Дмитрий Демченко, Cogent Rus: Наши технологии позволяют получать 96-97% телят нужного пола. Наши специалисты занимаются всеми вопросами воспроизводства. Мы получаем как компания-аутсорсер деньги за стельность.
Мы рассчитываем индекс племенной ценности. 75 показателей мы можем "вытащить" из ДНК.
В 2020 году на ТМФ было геномно протестировано 3670 телок. У нас в Росии отсутствует база генотипов. Мы выявили, что индекс пожизненной прибыли у телок на фермах "Дамате" около 58%. Мы разделили генетически улучшенных коров на три группы - ядро, основное стадо и вспомогательных животных. В пятилетней перспективе мы рассчитываем на генетический прогресс.
Я считаю, что нельзя в плане инвестиций подходить ко всем регионам одинаково. Я уверен, что в плане себестоимости мы пришли к спаду надолго. Также будет расти тенденция растительных напитков - этот тренд идет из-за рубежа, и мы увы не можем этому противостоять.
Если инвесторы реально готовы управлять вертикально интегрированным холдингом, то его стоит создавать. Если нет, то это гиблое дело.
Мы видим, что увы политика играет большое значение в нашем секторе. Белоруссия как основной наш экспортер, развивается активно, у них большие субсидии. И мы ничего с этим сделать не можем. В Белоруссии на уровне государства идет политика на завоевание нашего рынка, президент у них очень любит молочное животноводство, у нас - увы не так. Я уверен, что молочное животноводство способно обеспечить занятость на селе. При этом будет расти цифровизация молочного сектора.
Дмитрий Матвеев, Кабош: Мы увидели, что себестоимость молока и работа с доходностью выходит на первый план. До 2020 года доходы у молочных компаний были большими, росла цена на молоко. Сейчас цена не растет. Мы считаем, что цена на молоко расти не будет, она и так на хорошем уровне. При этом себестоимость будет расти. Мы понимаем, что живем в рыночных условиях. И производители шрота будут ориентироваться на рынок. Они продают все в долларов, и мы ничего не сделаем с этим.
Себестоимость выросла в первую очередь из-за кормов.
В основном инвестиции делали прежде всего компании, которые уже были на рынке. Я повторяю всегда, молочным бизнесом нельзя заниматься факультативно. Главное на ферме сделать так, чтобы корове было скучно. Чтобы все процессы были постоянными. Большое количество участников рынка работают над этим. Я считаю, что в ближайшее время инвестировать будут компании из ТОП-30. Вряд ли на рынок придут новые игроки.
Порог входа в рейтинг повышается - в этом году он составляет 50 тыс. т.
Из негативных моментов - снижение показателей татарских агрохолдингов, сокращение поголовья, оптимизация ферм.
Наиболее активно растут - "Русмолко" = 40 тыс. т, "АгроПром" - +25 тыс. т. "Залесье" - +19 тыс. т. "Степь" - +13 тыс. т.
Рейтинг по эффективности:
1. Агрохолдинг "Степь"
2. ПЗ "Гомонтово"
3. ПЗ "Рабитицы"
Алексей Груздев: Доля ТОП-30 молочных компаний России в общих товарных объемах молока за 5 лет увеличилась с 10 до более 15%. Темпы роста объемов производства ТОП-30 крупнейших - в 4 раза быстрее отрасли в целом. 1,4 млн т - прирост производства молока в рамках ТОП-30 крупнейших. 31% общего прироста товарного молока обеспечили ТОП-30 компаний.
Рейтинг крупнейших производителей молока:
1. ГК "Эконива" - валовый надой в 2019 году 924 тыс. т. Имеет шансы войти в ТОП-5 крупнеших производителей в мире, не считая кооперативов.
2. Агрокомплекс им. Ткачева - 312 тыс. т.
3. ГК "Русмолко" - 131 тыс. т.
4. АПХ "Дороничи" - 125,5 тыс. т.
5. Холдинговая компания "Ак-Барс" - 117 тыс. т.
Артем Белов: В прошлом году объем ввода новых и модернизированных объектов в отрасли был выше 2019 года. В перспективе мы, конечно, увидим снижение инвестактивности. В 2020 году из-за пандемии, а также из-за роста себестоимости ряд проектов были заморожены. Драйвером повышения инвестактивности может стать экспорт по биржевым продуктам. Стоимость сырья у нас конкурентоспособна. Нужна модернизация в экспортоориентированных мощностях - сыворотка, "сушка". Скорее всего на "сушки" будут выделены капексы.
Дмитрий Матвеев, Кабош: По поводу капексов - из разговоров с Минсельхозом, в будущем, году в 2023-ем, на 95% вероятность того, что капексы будут отменены. Потому что Минэк считает этот вид поддержки неэффективным, так как молочное животноводство и так нормально развивается.
Артем Белов: требования властей на документацию инвестпроектов ужесточаются, но это новая реальность. Мы рекомендуем очень внимательно относится к оформлению документации. Но 85% молочных проектов при этом в прошлом году капексы получили.
Вопрос от пердставителя "Эрманн": что происходит с маркировкой, все ли в силе?
Ответ Артема Белова: Будет три этапа маркировки, как вы знаете. Цикл совещаний проходят, в том числе в правительстве. Много оргвопросов, но все готовятся к 1 июня. По поводу поддержки - льготные кредиты от Минсельхоза на маркировку можно рассчитывать, капексы на оборудование тоже будут, я думаю.
Капексы на инвестпроекты мы надеемся, что 3-4 года будут сохранены, пока самообеспеченность молоком не достигнет 90%.
Вопрос из Самарской области: когда повышают цены на ГСМ, работает ФАС. А что с аграриями? Какие меры сдерживания цен предпринимает Союзмолоко и государство.
Ответ: Есть ряд вопросов к ФАС и Минпромторгу по поводу роста цен. Союзмолоко взаимодействуют с Минпромторгом и ФАС, но такие решения не принимаются быстро
Есть меры господдержки - объем останется на уровне 2020 года - около 35 млрд рублей. Но мы обсуждаем с властями новые меры поддержки - компенсации, субсидии.
Молочный рынок становится все более конкурентным и консолидированным. И вопросы эффективности выходят на первый план. Доходность сырьевого сектора, которая была последние годы, вряд ли вернется.
3,5% - рост цены на полке, 4% - на сырье, 5-7% - рост себестоимости в переработке. Это серьезно может повлиять на инвестиционную активность отрасли.
По итогам I квартала 2021 года снижение производства товарного молока произошло в пяти регионов - Ленобласть, Краснодар, Вологда, Алтайский край. Причины - в ряде регионов предприятия на фоне снижения доходности уходят из животноводства в растениеводство, производители оптимизируют рационы из-за роста цен. Изменяя рационы мы рискуем продуктивностью.
На рынке есть потенциал роста потребления, особенно что касается сыров. Сейчас он находится на уровне 4,5-5 кг на душу населения.
Что касается ключевых рисков для отрасли. Сейчас идет рост себестоимости, который не компенсируется ростом цены на молочную продукци. получаются "ценовые ножницы". В марте 2021 года в годовом выражении рост цен на молочную продукцию составил 3,3%.
За прошлый год себестоимость в сырье выросла на 18%. Выросли корма, упаковка, минеральные удобрения. Это большие риски. Пока нет предпосылки для снижения цен на составляющие себестоимости.
Артем Белов, Союзмолоко: Ситуация на рынке непростая, серьезно растет себестоимость. Сегодня поговорим об этом, а также о рисках в отрасли.
2020 год был далеко не самым худшим для отрасли, даже несмотря на пандемию. Доходы упали на 3,5%, но потребление молока и молочных продуктов упало не сильно. В стране изменилась структура потребления, стали больше потреблять молокоемких продуктов, сидя дома во время локдауна. Были закрыты границы, поэтому россияне тратили деньги внутри страны. По итогам мы увидели некоторый рост потребления молока.
Рассчитывать на сохранение тренда в 2021 году не приходится. Доходы в I квартале снижаются и скорее всего снизится потребление. Пока идет стагнация. На доходах, а следовательно на потреблении, сказывается и уровень закредитованности россиян.
Мария Жебит, Союзмолоко: Сегодня представим вам рейтинг крупнейших производителей молока и лидеров отрасли по эффективности.
Приветствуем вас, друзья! Гости и спикеры собираются, скоро начнем наше мероприятие.
Пленарная сессия посвящена лучшим практикам повышения эффективности молочного животноводства. В программе запланированы выступления:
- Артём Белов, генеральный директор Союзмолоко – «Текущая ситуация в молочной отрасли: зачем работать с себестоимостью?»
- Алексей Груздев, генеральный директор Streda Consulting – «Анонс рейтинга лидеров эффективности»
- Дмитрий Матвеев, президент ГК «Кабош» – «Достижение высокой продуктивности как первый шаг к построению компании будущего»
- Дмитрий Демченко, генеральный директор Коджент Рус, и Андрей Григоращенко, вице-президент по региональному развитию и GR, ООО УК «Дамате» – «Повышение эффективности животноводства через развитие генетического потенциала»
Модератором выступит главный редактор Milknews Мария Жебит.