В регионах Черноземья усилилась господдержка АПК
В 2017 году инвесторы в агропромышленный комплекс регионов Черноземья при выборе направления развития все больше руководствовались не столько наработанным опытом, сколько объемом господдержки. В первую очередь это выразилось в масштабных вложениях в молочную отрасль, в том числе со стороны непрофильных инвесторов. При этом чаще всего новые комплексы создаются для выстраивания производства полного цикла, что снизит зависимость переработчиков Черноземья от внешних поставок. Планируют аграрии заполнять и другие ниши, образовавшиеся после введения продуктового эмбарго, в том числе тепличных овощей. Но государство пока не может полностью гарантировать бизнесу необходимые льготы и субсидии.
Агропромышленный комплекс регионов Черноземья, несмотря на рекордные показатели, в 2017 году сталкивался с рядом проблем, связанных с несовершенством системы федеральной поддержки. Новый механизм с уменьшением перечня субсидий и предоставлением льготных инвесткредитов по ставке до 5% на практике оказался недостаточно проработанным. Теперь регионы фактически исключены из процесса распределения господдержки – решение о кредитовании по льготной ставке принимают уполномоченные банки и Минсельхоз, но у этой схемы оказались значительные недостатки.
Уже в марте 2017 года стало понятно, что заложенные на тот момент в бюджете субсидии на льготное краткосрочное кредитование (по ставке до 5%) израсходованы. Обещание Минсельхоза сохранить 20% для малых форм хозяйствования на практике оказалось не выполнено: банки охотнее кредитовали крупные холдинги, а крестьянско-фермерские хозяйства в преддверии посевной оказались вынуждены занимать средства по рыночной ставке. С декабря по февраль многие фермеры обращались в Сбербанк и Россельхозбанк для получения субсидируемого кредита для проведения посевной, но в банках им отвечали, что льготные средства закончились.
К примеру, по плану, утвержденному Минсельхозом 3 февраля, на краткосрочные кредиты в растениеводстве Воронежской области выделялось 103,08 млн руб. субсидий, что эквивалентно сумме кредитов примерно в 1 млрд руб. Но уже 6 февраля в регионе эти лимиты были исчерпаны, следует из данных министерства. В итоге льготных кредитов добились лишь 39 организаций – притом что в 2016 году по старым правилам (через распределение региональными властями) субсидии по процентным ставкам получили 177 сельхозпроизводителей (в том числе 21 КФХ), поясняли в облдепартаменте аграрной политики. Более того, в числе этих 39 организаций теперь не оказалось ни одного крестьянско-фермерского хозяйства. Как выяснилось, банки принимали документы, а утверждающие затем выделение средств чиновники Минсельхоза одобряли все подходящие заявки – в итоге положение о 20% не выполнялось. Примечательно, что в конце февраля в регионы ушло письмо за подписью министра Александра Ткачева, в котором он просил проинформировать малые формы о новом механизме предоставления льгот. Это письмо, пришедшее уже после выборки лимитов, в ряде областей расценили как издевательство.
Аналогичная ситуация сложилась и в других регионах Черноземья: ни в одном субъекте КФХ не получили требуемой поддержки. При этом сам новый механизм льготного кредитования в регионах считают правильным – обслуживать кредит стало намного легче.
В связи со сложившейся ситуацией власти субъектов начали обращаться в Минсельхоз с просьбой увеличить объем субсидирования, а также передать распределение на уровень субъектов. И если вторая инициатива до сих пор не реализована, то первая просьба была удовлетворена – Минсельхоз пообещал увеличить субсидирование по коротким кредитам. В результате 27 февраля министерство утвердило распределение дополнительных субсидий. При этом отдельной строкой было выделено финансирование малых форм – раньше фермеров считали вместе с сельхозорганизациями (средства выделялись в целом на подотрасль – к примеру, на растениеводство). Воронежской области, в частности, по коротким кредитам добавили 312 млн руб. Этих средств КФХ и малым формам хватило.
Вскоре, впрочем, стало понятно, что корректировки требуют и другие направления нового порядка льготного кредитования. 13 марта на профильном совещании в Минсельхозе был поднят второй крайне важный для отрасли вопрос: сельхозтоваропроизводителям не хватало субсидий на инвесткредиты, предусмотренных утвержденным Минсельхозом планом льготного кредитования на 2017 год. Воронежские аграрии, в частности, подали в банки 339 заявок на общую сумму 54,7 млрд руб., но одобрено из них только 107 на 9,1 млрд руб. При этом банки заканчивали прием заявок: за каждым одобренным заемщиком из утвержденной для региона суммы субсидий сразу бронируется лимит на год, а общего объема средств не хватало.
Региональным властям пришлось участвовать в разработке предложений по исправлению ситуации. Больше всего таких предложений поступало от бывшего воронежского губернатора Алексея Гордеева. Основная суть этих предложений – повысить доступность льготных кредитов для всех производителей, даже если для каждого из них придется урезать объем субсидий. Фактически такое уравнение действовало до 2017 года, когда субсидии аграриям распределял регион. Кроме того, региональное правительство советовало не ограничивать банки утвержденными лимитами, чтобы получить одобрение могли практически все заявители. Смысл предлагаемого таков: если у Минсельхоза появляются дополнительные средства в течение года, он финансирует взятые на себя в прошлом и отложенные обязательства. Если средств все же не хватает, льготные кредиты выдаются всем заявителям, но на определенный срок (к примеру, с января по август по льготной ставке, а с сентября по декабрь – по рыночной). Кроме того, рассматривалась возможность ограничить объем льготного краткосрочного кредитования, к примеру, выделять фиксированную сумму на гектар или условную голову – или же жестко установить, какую долю затрат можно финансировать льготным кредитом. Необходимость этого объясняется распространенной ситуацией, когда крупные агрохолдинги размещают прибыль на депозитах, а посевную финансируют льготными кредитами, в связи с чем их не хватает другим аграриям.
Внутри регионов власти стремятся пропорционально распределять средства между аграриями даже в условиях нехватки денег. Но главным приоритетом определено молочное животноводство – именно оно пользуется наибольшей поддержкой.
Поначалу нехватка в 2017 году льготных кредитов, впрочем, сказалась и на молочном животноводстве. При этом лимитов на все проекты не хватило и крупным производителям. Основной переработчик молока в Воронежской области – холдинг «Молвест» – заморозил строительство двух комплексов общей стоимостью 3,2 млрд руб.: без льготного кредитования их возведение оказалось нерентабельно. Нехватку средств констатировали по всей России. Лишь малые формы хозяйствования, лимит для которых в 20% от общих сумм был жестко закреплен, получали все необходимые средства. У Белгородской области на 16 февраля оставалось 463,8 млн руб. неиспользованных субсидий (эквивалентно 4,6 млрд руб. льготных кредитов), но 423 млн руб. из них пришлось именно на малые формы, у которых не было необходимости в таких объемах. Для коротких кредитов в растениеводстве оставалось всего 8,4 млн руб. субсидий, в переработке – 224 тыс. руб. На молочное скотоводство остаток составлял 6,4 млн руб., на мясное – 24,9 млн руб. В Воронежской области из общих 155,58 млн руб. на малые формы приходилось 155,4 млн руб. остатка, а на молочное скотоводство субсидии уже тогда были выбраны полностью. В Курской области из общего остатка 77,5 млн руб. на малые формы пришлось 77,4 млн руб. Для Липецкой области эти показатели в середине февраля составляли около 115 млн руб., для Орловской – около 70 млн руб., для Тамбовской – около 50 млн руб. Но в итоге Минсельхозу удалось перечислить банкам средства для кредитования ключевых проектов. Получил их в конце лета и холдинг «Молвест» – по словам основателя компании Аркадия Пономарева, даже с избытком. Сейчас в регионе разные компании строят молочные комплексы в Бобровском, Аннинском, Лискинском, Павловском, Верхнемамонском районах. Облправительство также призывает реконструировать крупные старые хозяйства мощностью более чем в тысячу фуражных голов. Им планируется компенсировать 30% капитальных затрат, как и при строительстве новых.
В целом новые механизмы субсидирования аграриев, внедренные с 1 января 2017 года, за счет доработок уже лишены наиболее масштабных противоречий и проблем. Но часть проектов, заявленных до конца 2016 года, пока не профинансирована, а еще часть даже не рассмотрена. Они должны кредитоваться по старым правилам (через возмещение посредством перечисления компенсации региону, а не через льготную ставку) – но профильная комиссия Минсельхоза все не собирается, а в 2017 году деньги поступали уже в соответствии с новым порядком. Таких проектов немало и в Черноземье – к примеру, с этой проблемой столкнулась группа «Агроэко» при расширении мощностей элеватора в Таловой Воронежской области.
В перспективе регионы может ждать еще одна сложность – повышение софинансирования федеральных субсидий на АПК. Внедрить новый механизм предполагалось уже в 2017 году, но субъекты дали понять, что не готовы к нему. Пока что регионы в среднем доплачивают местным аграриям около 5% – на шесть областей Черноземья в 2017 году суммарно 3,4 млрд руб. Но предстоящие нововведения могут увеличить долю областных выплат в несколько раз.
Расчет предельного уровня софинансирования из федерального бюджета по программам господдержки АПК в регионах был подготовлен Минфином. Вычисления делались на основании уровня расчета бюджетной обеспеченности (РБО) субъектов федерации – соотношения собираемых на территории налогов к объему ее консолидированного бюджета.
Согласно документу власти Орловской области с ее низким РБО в 2017 году смогут доплатить к федеральным субсидиям от 5%. Тамбовская область должна будет доплачивать не менее 9%, Курская – не меньше 13%, Воронежская – 15%, Белгородская – 21%. Наивысший в Черноземье показатель установлен для Липецкой области – минимум 28%.
Не во всех регионах заявили о том, что смогут софинансировать (а значит, и получать) федеральные субсидии по новым правилам.
Публично о софинансировании «любого объема» объявила только Воронежская область. Впрочем, внедрение расчетов исходя из РБО переносилось уже дважды (с 2017 на 2018 и на 2019 годы), и в субъектах надеются, что до этого дело так и не дойдет.
Первоочередное выделение государством средств на молочное животноводство привело к заинтересованности отраслью непрофильных инвесторов. Молочные комплексы уже работают у мясных холдингов – «Мираторга» и «Агропромкомплектации». Пока эти инвесторы концентрируются на развитии основных активов и не анонсируют крупных вложений в молоко, но существующие мощности развивают. К примеру, «Мираторг» на своем курском молочном активе – агрофирме «Благодатенской» – повышает показатели за счет самостоятельной селекционной работы над поголовьем. А сахарный холдинг «Продимекс» за счет ферм средней величины уже вошел в пятерку по валовому производству молока в Воронежской области. Впрочем, этот инвестор отошел от пути «Мираторга» и «Агропромкомплектации» и планирует не покупать активы, а строить собственный крупный молочный комплекс в Панинском районе. А в Орловской области свою первую молочную ферму строит компания «Нобель-агро», до сих пор специализировавшаяся на растениеводстве.
Несколько иной сценарий развития молочного сектора у группы «Гута-Агро», которая консолидирует сырьевые активы «Объединенных кондитеров» в Курской и Смоленской областях. Компания уже имеет небольшое молочное стадо в Курской области, но для смоленского молочно-консервного комбината сырье в основном закупала на стороне. Строительство в Курской области нового крупного молочного комплекса на 2,4 тыс. голов и ориентировочной стоимостью более 2 млрд руб. призвано частично решить эту проблему. Таким образом, в рамках группы с учетом ее растениеводческих активов в Курской области выстраивается производство полного цикла.
Но наибольшим сюрпризом для отрасли в конце 2017 года оказался вход в нее группы «Эфко», которой ФАС разрешил приобрести контрольный пакет акций крупного белгородского производителя молока «Зеленая долина». Более того, группа не только будет непосредственно участвовать в производстве сырья для выпуска йогуртов, но и может качественно улучшить молочное стадо «Зеленой долины» за счет строительства центра геномной селекции.
Вкладывали инвестиции в развитие и профильные молочные компании. Холдинг «Молвест» продолжает создавать собственную сырьевую базу для переработки. Компания близка к завершению текущих проектов создания и реконструкции молочных комплексов в Аннинском районе Воронежской области, а также продолжает строительство в Верхнемамонском и достраивает отдельные роботизированные корпуса в Кантемировском. Группа компаний «Дон-Агро», которая замыкает тройку лидеров по производству молока в Воронежском регионе, планирует в начале года ввести в эксплуатацию свой третий молочный комплекс в области на территории Павловского района на 1,2 голов (ранее были введены два комплекса в Россошанском районе). «Эконива» возводит и реконструирует молочные комплексы в Бобровском районе Воронежской области, а также начинает строительство еще двух в Лискинском. Не исключается возведение аналогичных объектов и в Курской области. Кроме того, компания не отказывается от намерений по строительству в Воронежском регионе сырзавода и крупного молокоперерабатывающего предприятия, но пока концентрируется на других – в том числе Калужской, Московской и Новосибирской областях. В Воронежской области переработку пока предполагается сосредоточить на заводе «Аннинское молоко», приобретенном у PepsiCo.
По словам главы «Эконивы» Штефана Дюрра, возведение молочных комплексов при наличии ниши на рынке «останется целесообразным, пока будет сохранен нынешний объем господдержки». Впрочем, отмечал основатель «Молвеста» Аркадий Пономарев, нехватка сырья на российском рынке обусловит востребованность в новых мощностях еще в течение многих лет.
Источник: "Коммерсантъ"