РАНХиГС: россияне поверили в затяжной кризис и стали экономить
Институт социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте (РАНХиГС) опубликовал новый выпуск «Мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения». Согласно данным исследования, россияне только в прошлом году поняли, что кризис надолго, и стали экономить.
Так, более негативно население стало оценивать динамику экономического положения в стране. По сравнению с ноябрем прошлого года доля тех, кто считает, что ситуация заметно ухудшилась, выросла на 12%. Она достигла значений февраля 2015-го, когда фиксировались панические настроения россиян. Об ухудшении собственного материального положения в феврале текущего года сообщают более половины респондентов (55,4%).
Согласно информации исследования, резко выросли пессимистичные настроения относительного времени выхода из кризиса. По сравнению с ноябрем 2015 года количество россиян, уверенных, что кризис скоро закончится, сократилась почти вдвое. При этом вдвое же выросла доля считающих, что кризис выйдет за пределы 1–2 лет.
В то же время эксперты РАНХиГС отмечают, что тенденция замедления инфляции продолжается. Если в январе прошлого года индекс потребительских цен вырос на 3,9%, то в текущем — на 1,0%. Причем наиболее существенно индекс поднялся в группе продовольственных товаров — на 1,2%. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в среднем по России за месяц выросла на 0,9%.
В исследовании отмечается, что в целом рост цен в России опережает рост доходов населения, и, как следствие, покупательная способность падает. Так, в пределах 1,5–4% снизилась покупательная способность доходов на молоко, яйца, баранину, муку, крупы, яблоки.
В этих условиях продолжает сокращаться оборот розничной торговли. В январе 2016 года он составил 92,7% к январю 2015-го (в сопоставимых ценах). При этом продовольственных товаров было продано на 6,3% меньше, чем год назад, непродовольственных — на 8,2%.
Как отмечают аналитики РАНХиГС, сегодня финансовая активность населения находится на низком уровне. Наиболее популярный способ адаптации к кризису — к нему прибегает 14% россиян — создание подушки безопасности в виде сбережений. Причем, по оценке 9% респондентов, этой подушкой уже настала пора воспользоваться. Согласно данным исследования, на товарах и услугах сейчас экономит 78% населения.
По оценке экспертов РАНХиГС, влияние кризиса на доходы населения неравномерны в разных регионах страны. Так, в южных регионах с более развитым АПК кризисный спад доходов начался позже, чем в ЦФО, на Урале, в Сибири и на северо-западе, и там он несколько мягче. При этом во всех регионах спад потребления опережал снижение реальных доходов: население всерьез поверило в долговременный кризис и перешло в режим жесткой экономии.