17:02, 30 мая 2016

ВЦИОМ: россияне вынуждены отказываться от продуктов из-за кризиса

Россияне признают, что в стране наступил кризис, и они реже делают покупки. ВЦИОМ и ЦСП «Платформа» провели опрос населения. В рамках исследования эксперты ставили перед собой задачи выяснить отношение населения к ситуации на продовольственном рынке в период кризиса, к государственным мерам регулирования рынка, в том числе мерам помощи малоимущим, и к развитию сетевого ритейла в стране. Milknews изучил результаты опроса и узнал мнение экспертов по данной теме.

Более 35% опрошенных респондентов признали, на протяжении полугода они вынуждены делать привычные покупки реже или вовсе отказываться от некоторых услуг или товаров. Порядка 34% участников опроса стали делать выбор в пользу более дешевых продуктов, чем раньше. Около 24% опрошенных россиян начали самостоятельно выращивать овощи и фрукты, разводить птицу на собственных участках, 19% респондентов изменили потребительское поведение и теперь покупают продукты впрок. Таким образом, на рынке возникает эффект спирали: падает спрос, что рождает снижение производства и доходов населения.


 
Все опрошенные респонденты заметили повышение цен на основные группы товаров и услуг. Более 23% опрошенных отметили рост цен на молочные продукты в последние 2 месяца, только 20% участников опроса посчитали, что «молочка» не изменилась в цене. Наибольшее повышение цен респонденты зафиксировали в сегменте свежих фруктов и овощей и на жилищно-коммунальные услуги.


 
Большую часть продуктов россияне продолжают покупать в магазинах сетевого ритейла, так ответили 65% опрошенных, только 35% респондентов делают покупки в магазинах формата «у дома». В основном потребители делают выбор в пользу магазинов с низкими ценами недалеко от дома. Для покупателей также важен широкий ассортимент товаров и высокое качество продуктов.


 
Сложившийся на протяжении последних десятилетий стереотип потребительского поведения выглядит следующим образом: покупателю при выборе товара важно, чтобы продукт был качественным и полезным, при этом дешевым. Время, когда покупатель хотел, чтобы товар был просто дешевым, уже прошло, считают эксперты ВЦИОМ. При этом, в условиях кризиса, у обывателей возникает внутренний конфликт: ведь они вынуждены экономить, как правило, за счет потери качества.
 
Большинство участников опроса отметили, что лучше всего экономить в сетевых магазинах, так считает 71% респондентов. При этом, потребители стараются не жалеть денег на продукты, в том числе из-за стремления к здоровому и правильному питанию.
 
Еще одной тенденцией потребительского поведения в последнее время стало появление так называемой «магазинной жизни». Люди ходят в магазин всей семьей, проводят в нем достаточно много времени, иногда даже не делая покупок. Покупки в «сетях» вошли в привычку покупателей, более половины опрошенных, 58%, оценили положительно общий тренд развития ритейла в стране. Потребителей радует широкий ассортимент товаров, промо-акции и низкие цены в магазинах торговых сетей.
 
Для сравнения: общая тональность при оценке магазинов формата «у дома» - абсолютно другая. При опросе про отношение к магазинам несетевой торговли респонденты чаще использовали такие слова, как «убогий», «гнилой», «мелкий». В такие магазины люди заходят только за срочными и быстрыми покупками.
 
Интересно, что к фермерской продукции у опрошенных россиян сформировалось почти идиллическое отношение. Они называли такие товары «экологически чистыми», «свежими», «здоровыми». Однако при более детальном опросе выяснялось, что не все респонденты действительно покупают фермерские продукты, при этом часто потребители отмечали: не вся фермерская продукция действительно ею является.
 
В ходе исследования эксперты интересовались у респондентов, кто отвечает за качество продуктов в магазинах. Больше половины участников опроса, 68%, отметили, что качество должны контролировать совместно производители и торговые сети, но в большей мере ответственность лежит именно на поставщиках товаров.

За жесткое регулирование цен в магазинах высказалось 34% опрошенных участников, против – 43%. Среди тех, кто поддержал государственное регулирование цен, большинство – взрослые люди с плохим материальным положением, против жесткого контроля высказалась молодежь и люди среднего возраста с хорошим материальным положением. При этом, противники жесткого регулирования в основном придерживаются мнения, что малоимущим гражданам должно оказывать поддержку государство в виде субсидий или доплат на питание. Интересно, что 16% сторонников государственного контроля готовы к тому, что такая мера приведет к дефициту товаров на полке. Большинство опрошенных участников, более 70%, ответили, что поддерживают идею ввести социальные карты для малоимущих граждан.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Андрей Даниленко, председатель правления Союзмолоко:

Любое исследование, которое показывает мнение потребителя, важно, потому что в конечном итоге мы производим продукцию именно для покупателя. Все, что показано в данном исследовании вполне логично и отражает основные рыночные тренды: в молочной отрасли наблюдается сокращения спроса и переход потребителя на более дешевые и простые продукты, то есть питьевое молоко, кефир и творог. В данном случае речь не идет о том, что потребитель выбирает некачественные продукты, он просто делает выбор в пользу более простых и необходимых товаров по доступной цене.



Тимофей Нижегородцев, начальник управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле ФАС:

Внутри данного исследования есть противоречивые точки, на которые даны непонятные ответы. Например, сделан вывод, что население хочет дешевые и качественные продукты, но если мы опросим население во всех странах мира, то они дадут такой же ответ. Для того, чтобы понять, что люди хотят быть здоровыми и богатыми, не нужно было проводить масштабного исследования. С другой стороны есть другое противоречие: в начале исследование сказано, что люди стали экономить и вышли в огороды, а потом – что качество у потребителя на первом месте, и они не жалеют денег на продукты. Кроме того, у людей спрашивали, хорошо или нехорошо, когда государство фиксирует цены на продукты питания. Создается ложное представление, что у нас все регуляторные меры направлены на то, чтобы установить цену. Но я хочу сказать: в Правительстве никогда не обсуждался вопрос фиксирования цены, обсуждался вопрос фиксации надбавок.


Также рекомендуем:

По результатам денситометрического исследования, проведенного среди студентов Российского Государственного Аграрного Университета им. К. А. Тимирязева (РГАУ) 17 февраля 2016 г. в рамках программы «Три молочных…
11:43, 26 февраля 2016

Общий объем потребления ультрапастеризованного молока в мире достиг 1,3 млрд литров … Однако в Африке, в отличие от Китая, уже существует культура потребления молока.
09:40, 18 августа 2016

Канадские ученые из Института Лоусона провели исследование, результаты которого свидетельствуют о том, что ежедневный прием богатых пробиотиками молочных продуктов (йогурт, молоко) снижает риск развития рака…
11:50, 27 июня 2016

Потребление и ритейл …и сетевой ритейл: практика эффективного взаимодействия» в рамках выставки World Food 2015 сообщил: «Мы тратим денег больше, но едим меньше.
12:44, 21 сентября 2015

В рамках исследования эксперты в обязательном порядке изучали наличие в продукте потенциально опасных бактерий и микробов, рост которых связан с неудовлетворительными санитарными условиями на производстве…
10:30, 26 октября 2016


Цитата

Александр Ткачев

Я с удовольствием каждый день читаю Milknews. Мне нравится!
Портал поднимает проблематику и вопросы отрасли.

НОВОЕ НА САЙТЕ


06 декабря 2016 17:31
AHDB: британским фермерам необходимо повышать свою конкурентоспособность
06 декабря 2016 17:15
Агростраховщики просят выплатить субсидии по договорам в следующем году