Александр Антон: позитивные изменения на европейском рынке мы увидим уже в этом году
Ситуация на мировом и европейскому молочном рынке сейчас оставляет желать лучшего: закупочные цены падают, фермеры устраивают акции протеста в надежде привлечь внимание к тому, что они работают уже ниже себестоимости, ЕС выделяет средства, которых не хватает…А с 1 апреля ситуация может усугубиться отменой квот на производство молока в Евросоюзе. О том, что ждет европейский рынок молока, порталу Milknews рассказал Александр Антон, генеральный секретарь European Dairy Association.
Milknews: Как изменится европейский рынок, страдающий сейчас от перепроизводства молока, при котором закупочные цены в ряде стран упали ниже 30 евроцентов за литр, после отмены квот с 1 апреля 2015 года?
Александр Антон: Европейская молочная индустрия и представляющая ее Ассоциация производителей молока Европы, EDA, не ожидает существенных изменений на рынке после отмены квот 1 апреля 2015 г.
Отмена квот – это не стихийное бедствие, а процесс, который был тщательно изучен и проанализирован, прежде чем были приняты рекомендации по его проведению. Европейский молочный рынок готовится к отмене квот вот уже десять лет. Было принято множество мер для того чтобы этот переход прошел мягко. Одной из таких мер было постепенное увеличение квот на 1% в год с 2009 года.
Переход можно было бы сделать более мягким, ведь он был придуман в 2008 году при совсем других рыночных условиях. Однако, согласно полученным извещениям от стран-членов союза, паневропейский потолок за последние годы не был превышен, хотя многие страны действительно превысили свои страновые квоты.
Стоит отметить, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе есть оптимизм по поводу роста спроса на молоко и молочную продукцию как в Европе, так и во всем мире. Судя по прогнозам роста населения и экономик в различных странах мира, можно сделать предположение, что экспортная молочная продукция из Европы будет востребована. Поэтому производители смогут адаптироваться к отмене квот.
Milknews: Будет ли увеличено производство в целом по ЕС? Какие страны будут чувствовать себя лучше, какие - хуже? Выживут ли, например, молочники Эстонии, Латвии и Литвы?
Александр Антон: Конечно же, молочная индустрия балтийских стран - Эстонии, Литвы и Латвии, которая пережила такие изменения в последние 20 лет, выживет и будет процветать! Что же касается отмены квот, ровно как и любых других мер, обсуждаемых на уровне ЕС, речь идет о демократическом процессе, было получено согласие всех стран-участников ЕС.
Milknews: Как будет регулироваться рынок в отсутствие квот?
Александр Антон: Отказ от квот даст возможность упростить регулирование сектора. Поэтому его так поддерживают на страновом уровне и на уровне всего ЕС. При этом всегда останутся правила в молочном секторе, в частности, принятые в рамках Common Market Organisation (Организации единого рыночного пространства). Будут использоваться различные технологии подстраховки производителей во времена нестабильности и в рамках ЕС, и в рамках ВТО.
Ну а самое главное это то, что объемы поставок молока регулируются с помощью договоренностей и контрактов между фермерами и производителями молочной продукции.
Milknews: Будет ли ЕС, по вашему мнению, продолжать финансово поддерживать фермеров, пострадавших от российского эмбарго?
Александр Антон: Мы говорим всего лишь о 1,5% молока, которое поставлялось из ЕС в Россию. В первую очередь, от российского эмбарго пострадали российское потребители, которые уже привыкли к высокому качеству европейского сыра и других молочных продуктов. Также от эмбарго пострадала российская пищевая промышленность, которая создавала добавленную стоимость, используя европейские молочные продукты как ингредиенты.
С другой стороны, мы видим сильное обесценивание российского рубля, падение цен на энергоносители и очень высокие кредитные ставки в России. Когда я разговаривал с заместителем председателя Правительства РФ Акркадием Дворковичем в ноябре 2014, он говорил, что эмбарго больше ударило по российской молочной индустрии, чем по европейской.
Но вы правы, что сельское хозяйство – один из самых важных секторов экономики для ЕС. С тех пор, как в Европе ввели Единую аграрную политику более 50 лет назад, в основные задачи ЕС входит организация высокого уровня жизни для фермеров, стабилизация рынков и цен для конечных покупателей. За годы эти цели не изменились. И я вижу, что в Европе есть политическая воля и далее поддерживать этот полезный для всех баланс.
Milknews: Какие альтернативы российскому молочному рынку стоит искать прибалтийским, финским и украинским молочникам, традиционно ориентированным на нас?
Александр Антон: Финляндия, Эстония, Литва и Латвия исторически тесно связаны с российской экономикой. Эти страны не только постоянно торгуют с Россией, но также вложили и существенные средства в строительство заводов на территории России. Этому способствовали многие факторы, такие как географическая близость, а также похожие вкусы в продуктах. Но стоит отметить, что ЕС экспортирует только 10% произведенной молочной продукции. Это значит, что 90% произведенной продукции потребляется здесь же, в ЕС, что свидетельствует о высоком потенциале внутреннего рынка Европы. Кроме того, Европа также импортирует молочную продукцию. Статистика свидетельствует о том, что потребление молочной продукции в ЕС еще может вырасти в течение ближайших лет. Кроме того, ЕС ведет переговоры с целью подписания договоров о беспошлинной торговле со странами по всему миру. Все это дает альтернативные рынки для стран-членов ЕС. Так что альтернативы экспорту на российский рынок существуют. Все что нужно, это немного времени для адаптации.
Milknews: Помимо запрета на ввоз моллочных продуктов в Россию, что еще негативно повлияло на европейский рынок?
Александр Антон: Европейский рынок плотно связан с мировым. Мы видим падение цен во всем мире в течение прошлого года. Но также мы не должны забывать, что до этого цены на молочном рынке стабильно росли в течение двух-трех лет. Это нормально, что цены на биржевые товары меняются: после долгого периода роста, цены снижаются на какой-то период. Так произошло и с молоком. Кроме того, цены зависят от множества факторов: сезон, погодные условия, цены на подкормку, изменение курса валют. Очень сложно судить в данный момент, когда выправится ситуация в Европе, но долгосрочные прогнозы выглядят позитивно. В 2015 мы точно увидим стабилизацию цен и рост.
Milknews: Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы выправить ситуацию на европейском молочном рынке?
Александр Антон: В Европе уже был принят ряд мер: первым делом было организовано хранилище для масла и сухого обезжиренного молока, чтобы дать индустрии время найти альтернативные рынки сбыта. Кроме того, закупочные интервенции были продлены до конца года. Не маловажно, что бюджет на продвижение сельхозпродукции в рамках ЕС на 2015 год был увеличен на 50%. Кроме того ведутся и переговоры по долгосрочным мерам, таким как беспошлинные договоры со старыми и новыми партнерами.
ЕС также постоянно отслеживает и анализирует ситуацию на рынке, проводит переговоры со всеми заинтересованными лицами и обдумывает потенциальное введение любых других востребованных мер.
В то же время нельзя недооценивать умение молочного сектора самостоятельно преодолевать трудности за счет таких сильных сторон как высокое качество, разнообразие продукции и традиции – именно это делают европейскую молочную продукцию конкурентной, ее высоко ценят по всему миру.
Беседовала Анна Иванова-Галицина