компоненты

Денис Прасолов: до бума спроса на органическое молоко есть еще несколько лет


Денис Прасолов, генеральный директор корпорации  «Органик» рассказал Milknews, чем органическая молочная продукция отличается от обычной и с какими трудностями сталкиваются российские эко-фермеры.
 

 Корпорация «Органик» производит органическую молочную продукцию под брендом «ЭтоЛето», с 2010 года имеет сертификат, выданный швейцарским сертифицирующим органом bio.inspecta.
 

Milknews: Расскажите, какие системы сертификации есть у производителей органической продукции в России и в мире?
 

Денис Прасолов: В России на данный момент законодательно закрепленного термина "органический" (или "эко", "био") нет. Нет, соответственно, и органов, которым бы государство выдало лицензию и согласовало бы правила, по которым они могли бы сертифицировать производителей. Есть несколько  сертификаторов, действующих по своим правилам, но чем они руководствуются и что проверяют, когда выдают сертификат, остается исключительно в их же ведении. Поэтому нельзя сказать, что эти российские сертификаты могут быть приравнены к тем, что выдаются в Европе или в США, где закон точно определяет, что такое органика и кто может выдавать сертификат. 
 
Milknews: У вас и у ваших конкурентов есть ли сертификаты, признанные во всем мире?
 

Денис Прасолов: Корпорация «Органик» и несколько других производителей для своей продукции выбрали путь сертификации у западных сертифицирующих органов. Наше хозяйство «Спартак» получило сертификат в швейцарской компании bio.inspecta, другие производители - у немецких или итальянских сертификаторов. Такой сертификат принимается как органический во всех западных странах. И именно такой документ дает гарантию потребителю, что покупаемая продукция соответствует мировому пониманию «органики», органической хартии и европейскому органическому законодательству.
 
 
Milknews: А какие есть сугубо российские «сертификаты»?
 

Денис Прасолов: В России есть такие компании как «ЛавкаЛавка», которые не говорят о себе как об органиках, но подчеркивают натуральность своей продукции и близость к фермерам-производителям. Я считаю их позиционирование вполне этичным - так как закона нет, они говорят просто о собственной внутренней сертификации. Самые известные именно "органические" сертификаты - Листок Жизни, ЭкоКонтроль. 
 
Milknews: В чем особенности органического молока для производителя, и в чем - для потребителя?
 

Денис Прасолов:  Начнем с производителя. В европейском законодательстве предусмотрено огромное количество параметров (около 300), которые сертификатор проверяет, прежде чем выдать органический сертификат и позже, чтобы продлить его. Самые существенные применительно к животноводческому циклу:
 
1) Ферма должна находиться в экологически чистом районе.
2) Земля, где пасутся коровы и где собирается корм, не должна удобряться химическими удобрениями и репеллентами более 5 лет (в среднем, для разных гербицидов разный срок от 3 до 20 лет).
 
Только при соблюдении этих двух факторов ферма, земельный участок может вступать в конверсионный период - период тесного взаимодействия производителя и сертификатора.
 
3) Коровы должны содержаться в максимально приближенных к естественным условиям - свободный выгул, свободная дойка, беспривязное содержание. Есть и ограничения по количеству коров в коровнике и по количеству гектаров на одну корову на выпасе.
 
4) Нельзя использовать лекарственные средства для увеличения надоев и превентивное лечение антибиотиками (а если корову нужно лечить антибиотиками по состоянию здоровья, она выбывает из производственного цикла на длительный период).
 
5) Корма должны быть только органические (т.е. также выращенные без гербицидов, пестицидов и прошедшие проверку сертификатора). Летом коровы пасутся на собственных, сертифицированных же пастбищах. Зимой они питаются кормами, собранными летом на тех же полях.
 
Проверяется все очень серьезно – в том числе, инспектор обязательно возьмет образцы земли, кормов и продукции, и отправит в Швейцарию на лабораторную проверку. Проверяется каждая стадия производства, каждая технология. Даже освещение в коровнике – достаточно ли естественного света буренкам.
 
Milknews: Требования к переработке тоже достаточно строгие?
 
Денис Прасолов: Да, на производстве важны следующие моменты:
1) самое важное — отсутствие химикатов, консервантов, усилителей вкуса;
2) экологичность упаковки (возобновляемая, повторно используемая) и тд.; 
3) только органические ингредиенты;
4) отсутствие вреда для окружающей среды при производстве.
5) точное отображение всех ингредиентов в информации на этикетке
 
Все эти моменты проверяются при выдаче сертификата несколько лет подряд, далее раз в год мы проходим через процесс официального подтверждения и возможные неожиданные для нас проверки в течение срока действия сертификата.
 
Milknews: И какие преимущества эти все немалые усилия дают потребителю органического молока?
 
Денис Прасолов: В случае покупки органической молочной продукции потребитель прежде всего получает гарантию качества органики,  не абстрактные обещания, а 100% уверенность, что это молоко (сметана, кефир, творог и т. д.) не содержит ничего, чего покупатель не хотел бы употреблять в пищу, что может навредить его здоровью или здоровью ребенка (напоминаю, мы говорим о западном сертификате и четко прописанных правилах выдачи и проверки). 
 
Во-вторых, органическое молоко более вкусное и полезное. Это достигается за счет качественных кормов, хороших условий содержания животных и отсутствию ненужных, порой вредных добавок. Для лучшего понимания, почему это важно, можно вспомнить, что советуют молодым мамам, чтобы их молоко было наиболее питательным для младенцев - качественно питаться, больше гулять, не нервничать, не употреблять серьезных лекарств. Все тоже самое действует и для коров. Коровы с правильным образом жизни дают более вкусное и питательное молоко.
 
Milknews: Сейчас очень много фермерского, деревенского и прочего молока. Это все органические продукты?
 

Денис Прасолов: Это вообще очень интересная тема, так как сейчас очень распространены такие виды продукции как "деревенская", "фермерская", "рыночная". И, покупая фермерское молоко, потребитель, чаще всего ожидает качества, присущего органическому, - никто не думает, что покупая молоко или творог у бабушки на рынке, он, возможно, получит продукт с консервантами от коровы, питающейся комбикормами и без соответствующего ветеринарного ухода.
 
На деле потребителю достаточно сложно удостовериться в качестве потребляемого фермерского молока.
 
Milknews: Как потребителю проверить, что он приобрел органический продукт?
 

Денис Прасолов: По указанным на этикетках сертификатам (например, евролисток) и номерами под ними. Любой законный сертификат содержит в себе номер и название, кем сертификат выдан. По этому номеру можно свериться с информацией, представленной у сертификатора на сайте. 
 
Milknews: Чем объясняется существенная разница в розничной цене между обычными молочными продуктами и органическими?
 

Денис Прасолов: Более высокой себестоимостью. Производители органики не могут использовать методы, увеличивающие производительность (химические удобрения, репелленты, гормоны роста). Поэтому корма, содержание коров, переработка стоят значительно дороже. Надои у органической коровы меньше, чем в традиционном сельском хозяйстве. Многие, помнят, что в Советском Союзе никак не могли добиться такой же результативности по надоям, как на Западе. Теперь понятно, почему, только уже по-другому воспринимается.
 
Milknews: Как вам удается наладить контакт с розничными сетями? Сейчас многие производители жалуются, что либо не могут «встать» на полки ритейлеров, либо страдают от навязываемых допуслуг и накруток сетей. У вас есть подобные проблемы?

Денис Прасолов: Нам, вероятно, и сложнее и проще, чем другим производителям. С одной стороны из-за невысокого спроса на органическую продукцию сети не всегда готовы отдать нам место на полке. С другой, все же проще, ведь у нас пока практически нет конкурентов — мы выпускаем уникальный продукт. Спрос на органику понемногу, но растет, все больше покупателей хотят быть уверенными в том,  что покупают действительно качественный продукт. Поэтому сети, которые видят среди своей целевой аудитории требовательных покупателей, открыты для «ЭтоЛето». Мы есть почти во всех федеральных сетях, если не считать дискаунтеров: в «Азбуке Вкуса», «Перекрестке», «Карусели», «Авоське», «Магнолии», «Метро» и т. д.
  
Milknews: На западе – бум именно в этом сегменте молочного рынка. Как вам кажется, россияне уже готовы отдавать предпочтение именно органической продукции?
 
Денис Прасолов: Не в таком объеме. И это еще одна задача — формирование понимания у потребителя преимуществ органической продукции. Опять же из-за отсутствия законодательства недобросовестные производители легко манипулируют названиями «эко-био-органик». Из-за этого часто потребители, не понимая, как на самом деле удостовериться в качестве, воспринимают органику как обычный маркетинговый ход, считая, что "на самом деле все из одной бочки разливается".
 
На западе государство и общественные деятели тратят много усилий на просвещение населения, также в ряде европейских стран государство дотирует органических производителей, чтобы они могли снизить цену и сделать продукт более доступным.  Россия пока только начинает двигаться в этом направлении.
 
Milknews: Как, на ваш взгляд, можно подстегнуть спрос на органическое молоко?
 
Денис Прасолов: В первую очередь, законодательным разграничением. Разрешением писать  "органический" только на продуктах, которые таковыми являются. Это даст потребителю четкое понимание, что и по каким правилам может производиться, и гарантию со стороны государства, что правила будут соблюдаться. Возможно, нужна информационная поддержка и просвещение населения о преимуществах органики. 
 
Но, надо отметить, это путь не быстрый. В странах Запада, где сегодня каждая четвертая семья регулярно покупает органическое молоко, ведь тоже не было взрывного роста потребления. Закон об органике в большинстве западных стран был принят в 90-х, то есть до сегодняшнего уровня лидеров по потреблению органики нам, по идее, еще несколько лет.
 
Важно, что и в нашей стране все больше людей начинают задумываться о своем здоровье, о влиянии питания на качество и продолжительность жизни, и необходимости заботится о будущем поколений. Наша задача — обеспечить возможность выбора.
 
Подготовила Майя Богданова

1430216552

9054 просмотра

Также рекомендуем:


19 сессии
Молочные заводы
Комментарии
Мустанг ЖИР
кизельман-март-24
Эводрайв

Нов 5 мин еженедельно
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
ГОМОНИЗАТОР

эконива КРС

Аналитический центр Milknews
Дзен
Молочные заводы
Дзен
Молочные заводы