Лилия Сургучева: Ветеринарная сертификация не должна быть забюрократизирована
Путин пообещал рассмотреть вопросы, связанные с работой ветеринарных служб. Главе государства фермер Александр Саяпин пожаловался на чрезмерное регулирование со стороны ветеринарных служб, приведя в качестве примера введение обязательной электронной ветеринарной сертификации готовой молочной продукции с 1 января 2018 года.
"Ветеринарные службы наверняка объясняют такое свое рвение защитой интересов потребителя, но мы понимаем, к чему это может привести, и как это может быть организовано", - сказал глава государства. "И если вы видите, что там избыточное зарегулирование, избыточный контроль - мы обязательно посмотрим на работу ветеринарных служб", - пообещал Путин. По его словам, общая тенденция сейчас идет к тому, чтобы "разбюрократить сферу деятельности малых и средних предприятий вообще и в сельском хозяйстве в частности".
Комментируя опасения фермера, Ассоциация «Ветбезопасность» указывает, что они являются следствием принятия без широкого обсуждения изменений в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-I «О ветеринарии» (далее – Закон о ветеринарии), внесенных Федеральным законом от 13 июля 2015 года №243-ФЗ (далее - Федеральный закон № 243-ФЗ), а также попыток неправильной реализации принятых изменений. Комментарий президента Ассоциации «Ветбезопасность» Лилии Сургучевой:
Конечно, изменения, внесенные Федеральным законом № 243-ФЗ, не учитывают многих аспектов предстоящего правоприменения: отсутствие на большой части территории Российской Федерации сети Интернет, удобство использования в ряде случаев ветеринарных сопроводительных документов на бумажном носителе. Тем не менее, Федеральный закон № 243-ФЗ принят и им установлено:
-до 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД) на подконтрольные товары производится на бумажном носителе или в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров;
-оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (далее – ФГИС) в порядке, утверждаемом Минсельхозом России;
-создание, развитие и эксплуатация ФГИС осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, сначала должно быть разработано, согласовано, утверждено и вступить в силу постановление Правительства Российской Федерации, потом – создана (разработана) и введена в эксплуатацию ФГИС, в задачи которой, помимо прочего, входит не только оформление ВСД. После этого станет возможным предусмотренное Федеральным законом № 243-ФЗ оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме с использованием ФГИС.
Причем, на этапе организационно-методической работы по созданию ФГИС необходимо подключать представителей всех заинтересованных сторон, учитывать потребности всех субъектов отношений в сфере оформления ВСД. При этом создание ФГИС должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством (Федеральные законы: «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «Об электронной подписи», постановление Правительства Российской Федерации «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации», нормативные правовые акты федеральных органов).
Что происходит на практике?
В настоящее время Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Россельхознадзор) активно продвигает свою давно существующую ведомственную информационную систему «Меркурий» для использования в целях оформления ВСД на подконтрольные товары в электронной форме.
Данная система, во-первых, не является той самой ФГИС, о которой идет речь в Законе о ветеринарии, а, во-вторых, имеет ряд недостатков, которые пугают представителей бизнес-сообщества и не устраивают региональные ветеринарные службы: отсутствует алгоритм взаимной интеграции учетных программ хозяйствующих субъектов и региональных информационных систем в области ветеринарии с ГИС через универсальный шлюз, отсутствует возможность использования усиленной квалифицированной подписи и др.
Таким образом, в настоящее время в части электронной ветеринарной сертификации происходит нарушение алгоритма правоприменения: соответствующее постановление Правительства Российской Федерации по ФГИС не принято, техническое задание и требования к структуре ФГИС не определены, конкурс на создание и эксплуатацию ФГИС не проводился, но при этом Россельхознадзор рапортует о внедрении электронной ветеринарной сертификации как состоявшемся факте.
Такое положение вещей не может никого устраивать. Ассоциация «Ветбезопасность» приветствует переход на более широкое использование в ветеринарии современных IT-технологий. Позиция Ассоциации «Ветбезопасность» по данному вопросу заключается в том, что в текущей ситуации, когда не приняты основополагающие документы в области электронной ветеринарной сертификации, необходимо действовать строго в рамках правового поля.
При разработке нормативных правовых актов в данной сфере, как и при создании ФГИС необходимо соблюсти баланс интересов всех участников и, как указал президент Российской Федерации, не допускать избыточного зарегулирования.