Виктория Астафьева, «Русская Аграрная Группа» В 2024 году нам удалось добиться рекорда по уровню надоя и жирности молока
«Русская Аграрная Группа» в 2024 году смогла увеличить показатель надоя с 35 до 37 литров на одну корову, а в 2025 году планирует выйти на уровень 38 литров в день. Об этом в интервью Milknews рассказала управляющий директор компании Виктория Астафьева. Она ожидает сохранения высокой цены на сырое молоко в связи с ростом производства себестоимости продукции. Кроме того, Астафьева не исключает снижения производства молока при сохранении объемов его потребления.
Milknews: Каким был 2024 год для молочного дивизиона «Русской Аграрной Группы»? Удалось ли компании нарастить объем производства молока в текущих условиях?
В. Астафьева: В этом году мы смогли достигнуть рекорда с точки зрения надоя и перешагнуть показатель в 12 тыс. тонн на одну фуражную корову в год. В комплексах «Русской Аграрной Группы» в среднем ежесуточный надой на одну дойную корову составляет 37 литров при том, что еще в прошлом году этот показатель составлял 35 литров. Показатель жирности молока за год увеличился с 3,6% до 3,8%.
Сейчас компания реализует пятилетнюю программу «40 литров на дойную корову». При сохранении текущих цифр и при условии выбраковки мы рассчитываем в следующем году выйти на показатель надоя в размере 38 литров в день. Я надеюсь, что мы достигнем этой цели в том числе за счет правильного кормления и улучшения условий и создания комфорта для жизни коров. Таким образом, с точки зрения производственных показателей я считаю, что мы заканчиваем год отлично. Абсолютно все планы, которые у нас были намечены с нашими производственными командами, были реализованы, и мы остались довольны.
Milknews: Как вы оцениваете сложившуюся в молочной отрасли ситуацию с точки зрения экономики?
В. Астафьева: С точки зрения экономики год был непростой. В первом полугодии 2024 года было тяжело, и мы буквально ползли по намеченным планам. Цена на молоко, к сожалению, не могла покрыть все издержки, которые росли ускоренными темпами. Но вторая половина года с серьезным ростом цены на молоко позволила нам компенсировать убытки и выйти в плюс. Мы довольны результатами прошлого года и надеемся на то, что достаточно высокая цена сохранится в течение 2025 года. Более того, мы ожидаем, что она даже вырастет, потому что себестоимость производства увеличивается довольно значительно. Мы каждый год прибавляем по себестоимости минимум по 15%.
Milknews: Насколько, по вашим оценкам, себестоимость производства молока у «Русской Аграрной Группы» вырастет в следующем году?
В. Астафьева: В 2024 году этот показатель как раз вырос на 15%, но в этом году мы ожидаем достаточно серьезного роста себестоимости. Это связано с тем, что во второй половине 2024 года сильно подскочил курс доллара и евро, а большая часть составляющей себестоимости как раз зависит от валюты. К ним относятся и запчасти, и техника, и оборудование, и ветеринарные препараты. Мы пока еще не все можем заменить на российские аналоги, хотя очень большая работа в этом направлении ведется уже не первый год.
Кроме того, в России за последний год очень сильно выросла цена на зерно, что влияет на стоимость кукурузы, которая занимает достаточно серьезную долю в объеме корма для коров. И этот показатель продолжает расти в первую очередь за счет роста курса валют и экспорта. Стоимость премиксов, которые составляют значимую долю в себестоимости, также выросла кратно из-за существенного роста цен на витамины - составляющие премиксов, вследствие пожара летом на заводе BASF в Германии, одном из основных мировых производителей витаминов. В связи с этим образовался дефицит витаминов, и это проблема не только российских животноводов, а и для всего мира, и судя по всему не менее чем на полгода-год. Мы ожидаем, что в следующем году затраты на кормление коров увеличатся на 30%. Это очень много, но это реальность, потому что мы уже увидели эту цифру прироста в ноябре и декабре. Перспективы ее снижения мы не видим.
Milknews: Планирует ли «Русская Аграрная Группа» в 2025 году реализовывать инвестиционные проекты?
В. Астафьева: Как вы помните, с 1 января 2025 года Минсельхоз РФ сокращает субсидии банкам по выданным с 2017 по 2022 год льготным инвестиционным кредитам до 50% от размера ключевой ставки. Это даст очень серьезный отток операционной прибыли, которая могла бы быть направлена на инвестиционную составляющую. Но в результате мы все эти деньги отнесем в банки и заплатим повышенные проценты, поэтому на 2025 год у нашей компании в инвестиционной строке стоит ноль. Такого никогда не было. Но будет тяжело, а нужно еще проиндексировать заработную плату людям. Мы не можем этого не делать, потому что самое главное, что у нас есть — это люди. Без людей, без команды мы не сможем доить ни 12 тыс. тонн в год, ни 13 тыс. тонн в год, ничего не сможем.
Milknews: Одним из способов борьбы с волатильностью на молочном рынке является заключение долгосрочных контрактов. Какова ваша позиция по этому вопросу?
В. Астафьева: Четыре-пять лет назад у нас были в основном годовые контракты. Три года назад мы в связи с тем, что была сумасшедшая волатильность на рынке, начали от таких контрактов только проигрывать. Дело в том, что цена на молоко, как правило, растет во втором полугодии, а в начале года, когда заключается контракт, никто не берется прогнозировать рынок и не готов покупать продукцию по высокой стоимости. В связи с этим «Русская Аграрная Группа» приняла решение серьезно снижать долю годовых контрактов. Если в 2022 году у нас было в районе 90% долгосрочных контрактов, то в 2023 году их стало уже 75–80%, а в 2024 году – уже 50%.
Milknews: Как планируется работать в 2025 году? Сколько составит доля долгосрочных контрактов в общем объеме?
В. Астафьева: Мы не планируем наращивать этот показатель. Я считаю, что фиксировать цену на год – это несправедливая история, потому что кто-то остается всегда недоволен. А мы любим работать с партнерами так, чтобы все оставались довольны взаимодействием. В последние три года на рынке наблюдается просто сумасшедшая волатильность, которая достигает 50%, поэтому точно кто-то останется недоволен. А если умножить цифру недовольства на объем, законтрактованный на год, то она может составлять не один десяток миллионов. И этой огромной суммой никто не готов жертвовать, поэтому мы с проверенными партнерами работаем долгосрочно, но долю длинных контрактов при этом снижаем. У нас из года в год одни и те же партнеры. Мы не прыгаем по рынку, мы этого не любим, потому что нам это не нужно. Мы выбираем партнеров очень тщательно, а потом, со своей стороны стараемся сделать все, чтобы выполнить свою часть обязательств и работать вместе долго. Мы оставили 50% долгосрочных контрактов, как раз потому что нас об этом очень сильно просили партнеры. Я бы вообще оставила 0% долгосрочных контрактов с точки зрения фиксации цены в этом сезоне, потому что я считаю, что цена на молоко вырастет достаточно прилично во втором полугодии.
Milknews: Что, по вашему мнению, будет происходить с молочной отраслью в 2025 году?
В. Астафьева: По нашим оценкам, в этом году молочная отрасль не просто не покажет прирост производства, произойдет снижение объема производства сырого молока. Коллеги прогнозируют снижение потребления молока в России, но я считаю, что это, наверное, пока преждевременный прогноз. Оно может в какой-то момент немного снизиться, потому что все пытаются транслировать на полку рост цены на сырое молоко, но в целом будет высокий спрос. Все, что было в прошлом году, сохранится и в этом году. Люди зарабатывают хорошо. Все индексируют заработные платы, поэтому люди останутся жить на том же уровне, на котором они и жили. И, соответственно, индексация заработной платы компенсирует тот рост цены на продукцию. Плюс люди привыкли хорошо питаться, и должно случиться какое-то катастрофическое обнищание населения, чтобы оно скатилось на другой уровень питания. Но при этом будет наблюдаться дисбаланс в объемах производства молока из-за того, новых ферм практически никто не строит, потому что с текущей процентной ставкой по кредитам это делать очень сложно.
Milknews: Существуют ли, на ваш взгляд, инструменты, которые могут способствовать снижению волатильности на рынке?
В. Астафьева: Пока что таких инструментов не существует. Все регулируют рыночные принципы, и пока ситуация складывается так, что в отрасли наблюдается дисбаланс спроса и предложения. Конечно, в том или ином виде может вмешиваться государство, что-то сдерживают федеральные сети, но глобально баланс спроса и предложения регулирует рынок. Единственное, что помогает хоть как-то уравновесить ситуацию – это адекватность партнеров. Все должны адекватно смотреть на то, что происходит, и думать не только о текущем моменте, но и на перспективу нескольких лет, и исходя из этого, заключать контракты с партнерами.
Milknews: Что бы вы пожелали участникам рынка в 2025 году?
В. Астафьева: Я желаю всем хорошей маржинальности, это самое важное для нас.