компоненты

Продажи московского ритейла за первые семь месяцев 2016 года выросли на 11,3%


Продажи московского ритейла за семь месяцев с начала 2016 года выросли на 11,3%, до 1,3 трлн рублей, говорится в сообщении департамента экономической политики со ссылкой на данные Аналитического центра Москвы. Еще более убедительную динамику продемонстрировала мелкорозничная торговля: ее рост составил 26%.

На мелкую розницу приходится 2,3% всего розничного оборота Москвы, при этом в нее входят все продажи вне стационарных магазинов, в том числе торговля в киосках и интернете, пояснили в пресс-службе департамента.

В своей статистике аналитики учитывали все организации, которые указывают в официальной отчетности данные по сбыту товаров и чей вид деятельности обозначен как «розничная торговля». Среди них доля «чисто розничных организаций торговли» составляет около 60–70%. Остальные занимаются в том числе другими видами деятельности.

Аналитики департамента объясняют положительный тренд восстановлением экономики и ростом зарплат.

Рынок торговли с начала 2016 года действительно начал постепенно расти, хотя и не так быстро, как ожидалось, рассказывает партнер Deloitte Егор Метелкин. Его слова подтверждаются данными крупнейших российских продуктовых ритейлеров. В частности, выручка X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») за девять месяцев выросла на 27,6%, «Магнита» — на 14,2%, а «Дикси» — на 14%. Однако, по словам Метелкина, Москва не является основным драйвером этого роста. В основном продажи крупных ритейлеров увеличиваются за счет дискаунтеров, которые открываются преимущественно в регионах.

Оживление наблюдается и в онлайн-сегменте, но опять-таки с оговорками. До кризиса рынок ежегодно прибавлял на 30%, в прошлом году продажи выросли всего на 7%, однако по итогам первого полугодия 2016-го Ассоциация компаний интернет-торговли отметила рост на 26% — с 320 млрд до 405 млрд рублей. В целом по году положительная динамика составит 18%, прогнозирует исполнительный директор АКИТ Артем Соколов. Правда, по его словам, основными бенефициарами данного роста являются не российские (и в частности московские), а зарубежные онлайн-магазины, которые сейчас занимают 35% рынка по объему выручки. Если число заказов в российских магазинах выросло в первом полугодии всего на 5%, то в иностранных — на 102%, отмечает Соколов.

Положение киосковой торговли гораздо хуже. Участники рынка отмечают, что продажи не только не растут, но продолжают падать. В первую очередь это связано со снижением покупательной способности: люди все чаще предпочитают недорогие товары, говорит Сергей Куранов, совладелец компании «ИнтерАйс», развивающей сеть мороженых киосков.

За семь месяцев 2016 года потребительские цены, по данным Росстата, выросли в общей сложности на 4,1%. При этом инфляция на продукты питания составила 2,4%, а на непродовольственные товары — 5,2%. Большинство людей по-прежнему принимают решение о покупке, исходя из цены, говорилось в исследовании «Потребительский индекс Иванова» от Sberbank CIB за третий квартал 2016 года. Количество подобных потребителей сократилось по сравнению со вторым кварталом всего на 1 п.п. и составляет около 76%.

Мелкорозничная торговля в сегменте общественного питания не показывает роста продаж ни в уличной торговле, ни внутри торговых центров, говорит председатель совета директоров ООО «Маркон» (сеть закусочных «Стардогс») Сергей Рак. По его словам, «Стардогс» планирует выйти на рост выручки только к концу 2016 года. Аналогичная ситуация наблюдается и у конкурентов.

Положение мелких продавцов усугубили и сами столичные власти. В конце 2015 года правительство Москвы приняло решение о сносе самовольных построек. Таковыми считаются здания, возведенные на участке без получения необходимых разрешений. Большая часть из них — это ларьки, павильоны и киоски, предназначенные для мелкорозничной торговли.

Первая волна сноса прошла в ночь с 8 на 9 февраля, которую в обществе окрестили «ночью длинных ковшей». Тогда было уничтожено 104 строения. Еще 107 пошли под снос в августе. Таким образом, за две ночи московская мелкая розница могла потерять около 6% объектов.

Борьба властей с торговцами на этом не закончилась. В начале октября Госинспекция по недвижимости Москвы стала рассылать уведомления собственникам торговых объектов, которые вошли в третий список к сносу. Им предлагается самостоятельно демонтировать строения в течение двух месяцев. В список попали в общей сложности 43 объекта.

Несмотря на все трудности, москвичи по-прежнему активно создают предприятия мелкорозничной торговли. Более того, если раньше многие новые бизнесы были так или иначе связаны со средним и крупным бизнесом (либо являлись дочерними структурами, либо обслуживали его интересы), то сейчас 70% компаний, регистрирующихся в Москве, представляют собой микробизнесы в сфере торговли и услуг, говорит генеральный директор юридической компании URVISTA Алексей Петропольский. По его мнению, это связано с тем, что люди, потеряв в кризис работу, пытаются попробовать себя в роли предпринимателей. При этом шансы подобных компаний на выживание крайне малы: до кризиса в течение первого года работы закрывались 40–50% бизнесов, сейчас эта цифра достигает 80–85%, подсчитывает эксперт.

«Все зависит от того, как считать. Цифру всегда можно вывести, — комментирует Петропольский статистку столичных властей. — Но мы-то работаем в реальном бизнесе. Мы видим реальную точку, кофейню, которая ранее приносила 25 тыс. рублей в день, а сейчас при том же качестве сервиса — только 10 тыс.».

Источник: РБК  

1477040450

3118 просмотров

Также рекомендуем:


MN В ДЗЕН
Телеграм MN
Комментарии
Мороженое
кизельман-март-24
ошейники

Чистота
током элит
полки 4 апреля
Подпишитесь на нашу рассылку
Мороженое


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен