15:06, 03 ноября 2017

Андрей Дахнович: Будущее отечественных сыроделов нельзя назвать безоблачным

Интерес к рынку производства сыра в России в последнее время можно сравнить разве что с популярностью биткойна. Об этом все говорят, в СМИ постоянно появляются анонсы новых проектах. На Milknews можно посмотреть рейтинг самых крупных из них. Складывается ощущение, что рынок сыра в России находится на подъеме. Действительно ли это так? Как изменился рынок со времен, когда отечественным сырам приходилось конкурировать на полке с иностранными производителями? Milknews поговорил об этом с коммерческим директором компании "Фудлэнд" (Еланский маслосыркомбинат и Семикаракорский сыродельный завод) Андреем Дахновичем.
 
Milknews: С 2014 года Россия живет в новом для себя режиме – импорт сыра из-за рубежа практически отсутствует. Многие уже успели забыть, каково это: иметь на полках магазинов иностранный товар. Напомните, какой была ситуация на рынке сыра в России до эмбарго?
 
Андрей Дахнович: Три с половиной года жизни в режиме эмбарго не могли не изменить российский рынок потребления сыра. До санкций сырный рынок России был достаточно хорошо сегментирован, можно было даже назвать его перенасыщенным, так как за свою долю на этом рынке боролись не только производители сыра из России и ближнего зарубежья (Беларусь, Украина, Прибалтика), но и дальнего (Европа, Южная Америка). Потребление сыра в России устойчиво росло с 2000 года, и это было связано не только с улучшением благосостояния населения, но и благодаря развитию культуры потребления сыра в стране. Конечно, отечественные производители сыра, также как и сыроделы с постсоветского пространства боролись, прежде всего, за нишу сыров массового потребления, к которым, в первую очередь, имеет смысл отнести полутвёрдые сыры с коротким сроком созревания. Их и произвести чуть проще, чем нишевые продукты, и требования к сырью менее жесткие, да и технология их производства освоена ещё с советских времён. Пожалуй, только прибалтийские сыроделы первыми серьезным образом заявили свои претензии на производство сыра с длительными сроками созревания, который, безусловно, относится к нишевым продуктам. О том, что российский рынок сыра до введения эмбарго был насыщен говорит и тот факт, что конкурентная борьба производителей за место на рынке велась не только за счёт оптимального соотношения "цена-качество" на предлагаемую продукцию, но и за счёт узнаваемости торговой марки, под которой эта продукция выпускалась. Производители боролись за лояльность российского покупателя к своей продукции.
 
Milknews: Безусловно, новый режим эмбарго изменил конъюнктуру российского рынка. Насколько сильными были эти изменения, на ваш взгляд?
 
Андрей Дахнович: Введение эмбарго резко изменило состояние отечественного рынка потребления сыра. Кардинально снизился предлагаемый рынку ассортимент сыров, так как попали под запрет поставки огромного количества производителей из разных стран. Два-три года назад "санкционный сыр", если и попадал на российский рынок, то нелегально, окольными тропами через лазейки в таможне. Соответственно и хранился, и продавался он также по "кривым схемам". Раньше украинские производители сыра очень трепетно относились к качеству поставляемой на российский рынок продукции. После запрета на ввоз им пришлось переориентироваться с дистрибуции на российский рынок на контрабандный провоз через границу. В такой ситуации для них качество ушло даже не на второй, а на третий план. Что уж говорить про то, что поставка шла в основном фальсифицированного сыра, так как контрабанда не предполагает контроля состава. На российском рынке такой продукт легализовывался чаще всего в виде отечественного сыра, отсюда и возник дополнительный негатив потребителя как к отечественному сыру, так и к сырному ассортименту на рынке в этот период.
 
Milknews: Почему тогда, несмотря на сложное отношение российских потребителей к сыру, интерес инвесторов к "сырным" проектам резко вырос?
 
Андрей Дахнович: Рынок потребления сыра в России начал резко сужаться, этому дополнительно способствовало падение покупательской способности населения. Но, тем не менее, даже такой рынок оказался дефицитным по наличию конечного продукта. Неудивительно, что российские и белорусские сыродельные заводы начали интенсивно наращивать и производственный потенциал и увеличивать объемы производства. Этот процесс сопровождался устойчивой доходностью производства, что дополнительно стимулировало инвестиции в отечественное сыроделие
 
Milknews: А от увеличения производства качество отечественных сыров после санкций не пострадало, как Вы считаете?
 
Андрей Дахнович: Безусловно, увеличение производства - это позитивный для отрасли процесс. Очень важно, что он был поддержан и ростом производства качественного молока и в России, и в Беларуси. Если в количественном выражении прирост был не очень значительным, то улучшение качества производимого молока было очевидно. Уход с отечественного сырного рынка большого количества традиционных поставщиков открыл для российских и белорусских производителей перспективы интенсивного развития, в том числе и в нишах, которые традиционно считались "закреплёнными" за западными производителями. В средствах массовой информации часто последнее время обсуждалась мысль, что качество отечественного сыра после введения эмбарго резко упало. На наш взгляд, это выглядит не серьезно. Абсолютно очевидно, что крупные отечественные производители перевооружаются и растут как в объемах производства сыра, так и по его качеству, параллельно осваивая выпуск новых продуктов. Внедрение новых технологий ведёт к накоплению опыта и компетенций специалистами предприятий. Конечно, в один день невозможно стать "великим" сыроваром и, тем не менее, есть опыт мировых лидеров сыроварения, которым можно воспользоваться, есть собственный накопленный потенциал, позволяющий с каждым днём увереннее смотреть в завтрашний день. Лет десять назад было ощущение, что ещё чуть-чуть и на отечественном рынке останется полтора десятка жизнеспособных серьезных сырзаводов, которые и будут составлять основу нашего сыроделия. Слава богу, ощущения оказались ошибочными и сейчас можно уверенно сказать, что число серьезных предприятий отрасли точно не меньше, чем двадцать пять, с учетом строящихся на данный момент, может их около тридцати. 
 
Milknews: То есть Вы хотите сказать, что отечественные сыроделы научились делать все виды сыров качественно и не хуже зарубежных производителей?
 
Андрей Дахнович: Если мы посмотрим на выпускаемый отечественными заводами ассортимент сыров, то обнаружим, что многие ниши заполнены достаточно качественными продуктами. Например, творожные и сливочные свежие сыры очень приличного качества. Сыры типа "Паста Филата", классическим представителем которых является Моцарелла российского и белорусского производства, тоже вполне сравнимы по качеству со своими западными оригиналами. Ряд предприятий успешно осваивают производство выдержанных твёрдых сыров и сыров типа Маасдам, Эмменталь. Сыры с белой и голубой плесенью тоже уже производятся в России. Успехи у всех разные, но вектор развития очевиден. 
 
Milknews: Вы довольно оптимистичны в своих оценках нынешнего состояния рынка сыра. Но если мы говорим о перспективах, с какими проблемами могут столкнуться отечественные сыроделы?
 
Андрей Дахнович: Нельзя считать, что будущее отечественных сыроделов абсолютно безоблачно. Уже в этом году, не смотря на близость зимы и Нового года, можно констатировать, что спрос на сыр достаточно слабый. Запасы произведённой продукции начинают внушать опасение того, что в молочный сезон 2019 года мы войдём с нереализованными остатками. Также в настоящий момент на рынке в избытке запасы произведённого сухого молока и сливочного масла. Сложно оценить накал конкурентной борьбы в ближайшие пару лет, но нам видится жестокая рубка на сырном рынке, особенно после введения в эксплуатацию нескольких как новых, так и модернизируемых серьезных предприятий. Особое значение в эффективности работы сыродельных предприятий будет занимать их кредитная нагрузка. 
 
Milknews: В последнее время появляется очень много сообщений о новых проектах в области производства сыра. Как Вы оцениваете появление такого большого количества новых объектов?
 
Андрей Дахнович: В текущем году анонсирован целый ряд свежих проектов в отрасли. Анализируя имена заявителей, становится очевидными, что некоторым из них вполне по силам реализовать озвученные проекты, особенно тем, кто серьезно занимается производством молока. Только вместит ли рынок дополнительный объём произведённого сыра? Это вопрос. Скажем, что на данный момент, если бы все отечественные производители плесневого сыра загрузили свои производственные мощности, то производство сыра в стране троекратно превысило бы его текущее потребление. Самой яркой характеристикой рынка отечественного производства сыра является постоянное увеличение числа присутствующих на нем западных корпораций. Потерянный введением эмбарго российский рынок потребления сыра они хотят вернуть себе, будучи национальным производителем.
 
Milknews: А Вас как представителя отрасли производства сыра не пугает появление большего количества конкурентов на рынке?
 
Андрей Дахнович: Не смотря на негатив рыночной ситуации по потреблению сыра в стране, наша группа, в которую входят Еланский маслосырокомбинат и Семикаракорский сыродельный завод собирается только упрочить свои лидирующие позиции на российском рынке. Перспективный двухлетний план развития наших предприятий предполагает инвестиции в объёме порядка 600 млн рублей и подразумевает их серьезное переоснащение и выход уже к лету 2018года на объем переработки молока 550 тонн в сутки на каждом из заводов. Суммарно 1100 тонн молока соответствуют суточному производству сыра в объёме не менее 100 тонн. По сравнению с нашими нынешними возможностями мы вырастем на 20-25%.  Два года назад мы сумели увеличить наш потенциал по переработке молока с 680 тонн  до 880 тонн в сутки. При этом за последние три года мы увеличили объём производства сыра в полтора раза. Если говорить о наших производственных новинках, то мы собираемся освоить производство твёрдых сыров с длительными сроками созревания, также надеемся, что Маасдам в нашем исполнении понравится потребителю. Мы расширяем ассортимент плавленых сыров, которые производятся на Семикаракорском заводе. С точки зрения процессинга, мы вкладываем не малые деньги в автоматизацию и гигиену производства. Приобретаемое нами оборудование высокотехнологично и современно. Мы готовы отстаивать наши позиции на рынке и честно конкурировать с любым производителем.
просмотров: 639

Подписаться на итоговые новости недели:
 

Также рекомендуем:

Андрей Дахнович: Отсутствие "Савушкина продукта" на рынке стало бы для потребителей потрясением … Андрей Дахнович, коммерческий директор компании "Фудлэнд" (Еланский маслосыркомбинат, Семикаракорский сыродельный завод), прокомментировал…
17:00, 18 августа 2017

Андрей Дахнович: Наши заводы освоили технологию производства сырных продуктов до того, как было введено эмбарго на импорт, так что мы производим их более четырёх лет.
12:22, 22 февраля 2017

Андрей Дахнович … Андрей Козлов из Пир-Пак говорит, что доля белых сыров с плесенью вообще в России очень маленькая, поэтому еще рано говорить о каких-то…
20:04, 02 марта 2017

17:13, 08 февраля 2017 … Андрей Дахнович, коммерческий директор компании "Фудлэнд" (Еланский маслосыркомбинат, Семикаракорский сыродельный завод).
17:13, 08 февраля 2017

Веселая пятница Как у них Кейс Новые документы Опыт Отставки и назначения Простыми словами Региональный обзор Тест Экскурс в историю видео документы международный обзор молоко молочный аукцион отчетность поголовье презентации суды твердые сыры фото цены

НОВОЕ НА САЙТЕ


19 ноября 2017 07:11
Мексика заинтересована в увеличении закупок российского зерна