Сергей Игнатьев: Рынок Татарстана интересен для продвижения федеральной торговой марки
Летом 2017 года УК "Просто молоко" отказалась от аренды молочного комбината в Нижнекамске. Продукция компании пропала из магазинов Татарстана, сообщали местные СМИ. Позднее стало известно, что комбинат в Нижнекамске начал выпускать продукцию под новой для Татарстана торговой маркой "Домашкино". Руководство предприятия пока не раскрывает, кто стал новым держателем активов комбината, ссылаясь на незавершенность оформления сделки с "Татагролизингом". Директор комбината Сергей Игнатьев рассказал "Milknews", как проходит процесс адаптации "Домашкино" в новом регионе, о перспективах развития комбината и борьбе с фальсификатом.
Milknews: В августе на Нижнекамском молочном комбинате производство было возобновлено под новой маркой "Домашкино". Почему было принято решение не сохранять бренд экс-арендаторов "Просто молоко", ведь по этому пути идет большинство производителей, приходящих в новые регионы?
Сергей Игнатьев: Вы правы, сейчас завод работает под новой для всего Татарстана торговой маркой. Здесь производят молоко, кефир, сметану, катык, ацидофильный напиток, творог, сливки и йогурты. Марку "Домашкино" с 2012 года знают жители других регионов России: Самарской, Саратовской, Пензенской, Волгоградской, Ульяновской и Оренбургской областей. Продукция "Домашкино" производится волгоградским маслосыродельным комбинатом "Михайловский", уфимским "Гормолзаводом" и чувашским "Ядринмолоко". Продолжать работать под брендом "Просто молоко" мы не могли, поскольку он принадлежит холдингу "Агросила", к которому комбинат не имеет никакого отношения.
Milknews: Почему новый собственник, несмотря на высокую конкуренцию на молочном рынке Татарстана, выбрал для инвестирования именно Нижнекамский комбинат?
Сергей Игнатьев: Рынок Татарстана интересен с точки зрения продвижения федеральной торговой марки. И Нижнекамский молочный комбинат делал всегда качественную молочную продукцию – именно такого уровня, который необходим для производства продукции под брендом "Домашкино". Хотя, марке в Татарстане, конечно, приходится сейчас непросто. Конкуренция на местном молочном рынке действительно достаточно высока. Помимо собственных производств, здесь представлены и серьезные федеральные конкуренты. А тут новая марка. Работы предстоит немало, в том числе и по продвижению бренда. Но тем интереснее задача.
Milknews: У завода долгое время не было "хозяина", ранее его арендовали. Насколько предприятие нуждается в модернизации?
Сергей Игнатьев: Заводу – 45 лет. Юбилей отметили в августе. Не самое старое молочное производство России, но и недавно построенным его не назовешь. Конечно, всегда хочется иметь самое современное оборудование, самые лучшие технологии. Сейчас у нас достойное импортное оборудование, хорошо оснащенное предприятие. И, тем не менее, модернизация нужна. Я как руководитель всегда за то, чтобы использовать в работе самый передовой опыт. Сейчас заканчиваем подготовку инвестиционной программы, которая позволит в течение 5 лет заметно обновить производство. Ее стоимость пока называть не буду, так как программа еще не утверждена. Но ближайшие годы комбинат заметно обновится, и мощности переработки увеличатся с 50 до 80 тонн молока в сутки.
Milknews: Планируете запустить на этой площадке производство других продуктов, например сыров?
Сергей Игнатьев: Сыры мы варить не можем.. Для их производства нужно быть сыродельным предприятием, иметь специальное оборудование. Там свое, специфическое производство. Дело это, конечно, интересное, но наш комбинат – молочный. Сейчас выпускаем молочную и кисломолочную продукцию, а также сливочное масло. В этом наша специализация и это то, что мы умеем делать лучше многих.
Milknews: Поставщиков сырья не стали менять, качество и цена молока с местных ферм вас устроили?
Сергей Игнатьев: Мы делаем ставку на местных производителей молока. В Татарстане много сырья, все же именно этот регион – лидер по объемам производства молока в России. Но вы правы, главный аргумент, - именно качество и, выбирая поставщиков, в первую очередь, мы смотрим на это. А цены стремимся стандартизировать с тем, чтобы обеспечить необходимое соотношение цены и качества продукции на выходе. Закупочная цена в каждом регионе своя, и в Поволжье она в среднем составляет 21,5 рублей за литр.
Milknews: Удалось ли снизить социальную напряженность, повысить лояльность потребителей и узнаваемость бренда?
Сергей Игнатьев: Под социальной напряженностью вы, видимо, имеете в виду слухи и опасения, которые возникли, когда летом предприятие ненадолго останавливало производство для того, чтобы перейти с выпуска продукции "Просто молоко" на "Домашкино".У работников завода, у нижнекамских потребителей тогда, конечно, были некоторые опасения по поводу того, а не станет ли молоко родного комбината хуже? Тем более, на рынке столько фальсификата. Думаю, это нормально – ставить под сомнение что-то новое, а потом убеждаться, что оно не хуже привычного, а в чем-то даже на порядок выше. Знаю, сейчас наши прежние и новые потребители не разочарованы. А для того, чтобы повысить узнаваемость марки "Домашкино", активно проводим промо-акции и дегустации в торговых сетях.
Milknews: Потребитель ощутил повышение цен на молочные продукты. По некоторым позициям она увеличилась в два раза. Удается ли вам сдерживать цены?
Сергей Игнатьев: Вопросы ценообразования очень непростые. И для потребителя, и для производителя, и для торговых сетей. Себе в убыток никто работать не будет. Это понятно. Основное, что влияет на цену в нашем случае, – сезонные индексации стоимости молочного сырья. Что касается "Домашкино", здесь четко выдерживается соотношение цены и качества.
Milknews: C 1 января 2018 года вводится ветсертификация готовой молочной продукции. Вы уже готовы к нововведению? Какую позицию в целом вы занимаете - она нужна?
Сергей Игнатьев: Одна из основных целей сертификации – борьба с фальсификатом. Его на молочном рынке немало, хотя точные цифры не скажет никто. Официальные данные разных ведомств по этому поводу заметно рознятся. Но проблема есть, и стоит она остро. Это признают все. Обычному потребителю сейчас очень непросто разобраться, что – молоко, а что – фальшивка с добавлением консервантов, пальмового масла и просто воды. Если сертификация, как заявляется, решит эту проблему, она – благо. И я как производитель не могу ее не приветствовать. Конечно, этот процесс, как все новое, многих пугает: как все пойдет, не будет ли сбоев, проблем, возвратов продукции, убытков? Может быть, без шероховатостей на первых этапах и не обойдется. Посмотрим. Мы к этому процессу практически готовы. В конечном итоге сертификация и, значит, сокращение числа молочных подделок поможет активнее развиваться таким маркам, как наша.
Milknews: Как на ваш взгляд наиболее эффективно можно бороться с молочными подделками, были ли претензии у Роспотребнадзора к вашей продукции?
Сергей Игнатьев: К нашей продукции у надзорных органов вопросов нет. Мы работаем по ГОСТ, а это и есть гарантия качества для потребителя, читающего информацию на упаковке товара. И я поддерживаю стремление Роспотребнадзора убрать "серые" схемы реализации молочной продукции, очистить рынок от недобросовестных производителей и, тем самым, дать больше возможностей для конкуренции между добросовестными производителями. А там потребитель сам выберет то, что ему больше по вкусу. Сейчас же на полке фальсификат и настоящее молоко нередко стоят одинаково, и понять, что есть что, непросто. Лично я – за контроль качества, поскольку, в конечном счете, речь идет об ответственности перед потребителем.