СК РФ изучает материалы об ограничении конкуренции ЕЦМЗ на поставки питания в школы Нижнего Новгорода
Как стало известно „Ъ“, управление СК РФ по Нижегородской области изучает материалы об ограничении конкуренции Единым центром муниципального заказа (ЕЦМЗ) на поставки питания в школы Нижнего Новгорода. Параллельно антимонопольное дело о картельном сговоре ЕЦМЗ с двумя десятками поставщиков рассматривает региональное управление ФАС. Знакомые с делом источники „Ъ“ говорят о многомиллионных долгах ЕЦМЗ перед компаниями, получившими право поставок еды якобы за «откаты» бывшему руководству центра. В администрации Нижнего Новгорода ситуацию не комментируют, но планируют пересмотреть действующие контракты и принять новое законодательство об аукционах на школьное питание.
Управление СК РФ по Нижегородской области решает вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 169 УК РФ («Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности») о контрактах муниципального предприятия Нижнего Новгорода «Единый муниципальный центр заказа» с поставщиками школьного питания. Об этом „Ъ“ сообщили источники, близкие к следствию. По их данным, ведомство интересуют обстоятельства подписания договоров субподряда в обход процедуры торгов на общую сумму свыше 8 млрд руб., которые муниципальное предприятие заключало с 17-ю контрагентами с 2015 года. В основу разбирательства легли материалы ГУ МВД по Нижнему Новгороду и регионального управления ФАС, возбудившего антимонопольное дело по признакам картельного сговора (ч. 4 ст. 11 закона о защите конкуренции) ЕЦМЗ с поставщиками. Регулятор не комментирует подробности закрытого для СМИ разбирательства, собеседники в ведомстве ссылаются на работу следствия. На первом заседании антимонопольщики решили раздробить дело на 17 отдельных производств по каждому контрагенту.
Как рассказал „Ъ“ эксперт РОО «СТОПКартель» Александр Кулаков, подавший заявление в УФАС, цепочка поставок питания в школы и детсады начиналась с торгов ГКУ «Центр размещения заказов Нижегородской области», организованных, по его словам, специально под ЕЦМЗ и ООО «Нижегородская логистическая компания» (по данным «СПАРК-Интерфакс», 100% принадлежат Евгению Тенилову, который ранее руководил ЕЦМЗ).
«Эти организации выигрывают конкурсы, на которые больше никто не заявляется из-за ограничения условий. Например, в конкурсной документации прописано определенное количество оборудования, транспортных средств и так далее», — утверждает господин Кулаков. По его словам, после этого ЕЦМЗ якобы за откаты в 10% от стоимости контракта заключал договоры субподряда с компаниями-фигурантами антимонопольного дела.
Как следует из заявления, поданного Александром Кулаковым в УФАС, условия поставок неоднократно менялись вопреки закону о защите конкуренции. Кроме того, стороны подписывали дополнительные соглашения о продлении контрактов. Так, в марте 2015 года ЕЦМЗ заключил договор с ЗАО «ПФК Русагрогрупп» на 10,3 млн руб. на поставку до 30 июля 14,6 тыс. бутылок яичного меланжа, а допсоглашение от 28 июля снизило количество товара и стоимость поставок до 8,4 млн руб. При этом, утверждает господин Кулаков, средства на покупку еды для школьников выводились в неизвестном направлении, и ЕЦМЗ накопил перед поставщиками многомиллионные долги. В августе 2018 года бюджет Нижнего Новгорода направил 12 млн руб. на оплату долгов ЕЦМЗ по организации горячего питания.
По данным «СПАРК-Интерфакс», МП «Единый центр муниципального заказа» зарегистрировано в Нижнем Новгороде в 2003 году. Уставный капитал на 1 февраля 2016 года составлял 15,2 млн руб. Основной вид деятельности — оптовая торговля пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков. В 2017 году предприятие получило выручку от продажи в размере 1,9 млрд руб. при 4,3 млн руб. чистой прибыли. Кредиторская задолженность ЕЦМЗ по итогам прошлого года превысила 302 млн руб.
В ЕЦМЗ не комментируют антимонопольное разбирательство, ссылаясь, в частности, на неосведомленность нового руководства. Напомним, прежний гендиректор муниципального предприятия Михаил Якимчев ушел в отставку в июле, сейчас центром руководит Владимир Жмакин. По данным „Ъ“, весной ЕЦМЗ проверяли правоохранительные органы, а в июне СМИ сообщили о задержании начальника отдела контроля качества продукции муниципального предприятия. Ранее некоторые родители школьников жаловались на качество еды в школьных столовых. При этом в ноябре 2017 года городская администрация впервые за два года увеличила стоимость питания на 22%, стоимость обеда в среднем подорожала до 80 руб.
Отметим, летом под нажимом надзорных органов городское руководство решило реформировать систему школьного питания, поручив департаменту образования разработать положение о конкурсе поставщиков. Прежде постановление городской думы о том, что поставщики питания для школьных столовых должны выбираться на конкурсной основе, не исполнялось c 2008 года. Новый порядок вступит в силу с 15 сентября 2018 года, затем будет объявлен тендер, который может выиграть ЕЦМЗ. На предприятии „Ъ“ сообщили, что проанализируют договоры с прежними поставщиками на предмет изменения или расторжения. «При необходимости будут заключены новые договоры в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ», — отметили в ЕЦМЗ.
Источник: "Коммерсантъ"