Юлия Власова, Haier: До конца года мы планируем расширить свой ассортимент на 30%

Erid: 2SDnjefUY5A
Производитель бытовой техники Haier является одним из крупнейших поставщиков холодильного оборудования, в том числе используемого для хранения мороженого. О том, что сейчас происходит на российском рынке холодильного оборудования, о болевых точках индустрии, а также о планах компании на 2025 год в интервью Milknews рассказала руководитель продаж торгового оборудования департамента корпоративных продаж Haier Юлия Власова.
Milknews: В конце прошлого года Минприроды изменило требования к ввозу продукции с хладагентами, после чего рынок высказал опасения по поводу роста цен на холодильное оборудование и его возможного дефицита. Как вы оцениваете инициативу властей, и как она повлияла на индустрию?
Ю. Власова: Пока эта поправка не оказывает влияния на деятельность компании Haier, поскольку мы развиваем производство полного цикла на территории России, в Набережных Челнах. Кроме того, с 2017–2016 года мы работаем на безопасных хладагентах. В нашем производстве мы используем два природных газа: пропан R290 и изобутан R600а, которые не содержат хлорфторуглеродов и никак не влияют на атмосферу.
Российский рынок производства коммерческого оборудования очень насыщен. На нем работают компании, которые импортируют оборудование, но большинство потребностей федеральных сетей, производителей мороженого, а также HoReCa обеспечивают российские производители. Большое количество производителей холодильного оборудования сконцентрировано в Костроме, в Йошкар-Оле, Волжске, Красноярске, Подмосковье, и, собственно, Набережных Челнах.
Что касается самой меры, то мы считаем ее правильной и направленной на защиту окружающей среды. Насколько она скажется на рынке больших холодильных установок, в которых нельзя использовать пропан и изобутан, на данном этапе мы оценить не можем. Но пока мы не завозили продукции с хладагентами, требования к которым изменились, и не можем оценить, насколько это тяжело.
Milknews: Как вы оцениваете ситуацию на российском рынке холодильного оборудования? Удалось ли адаптироваться к санкциям?
Ю. Власова: Если говорить об оборудовании на встроенном холодоснабжении, прежде всего ларях и ларях-бонетах, которые используются для хранения и для продажи мороженого, то с момента введения санкций, импорт переориентировался. Если раньше компрессоры поставлялись из европейских стран, например, из Словакии, то сейчас многие производители перешли на импорт из Китая.
Milknews: И все же российский рынок морозильного оборудования за этот период вырос?
Ю. Власова: Российским производителям удалось нарастить объем производства. Ряд российских производителей усилил позиции по производству того оборудования, которого раньше он не делал. В том числе так поступила компания Haier, которая в 2022 году запустила производство морозильных ларей и ларей-бонетов. Правда, мы планировали его начинать задолго до введения санкций, подготовка к реализации этого проекта началась еще в 2018 году.
Milknews: Какие болевые точки индустрии вы видите сегодня?
Ю. Власова: Рынок мороженого сезонный. С февраля по апрель все производители закупаются перед началом сезона и абсолютно у всех наблюдается дефицит оборудования, а потом с июля начинается спад. Для производителей ларей очень тяжело соблюсти баланс между заказом и производством. Мы не можем сегодня набрать под производственные мощности людей, а завтра распустить. Поэтому основная точка роста, помимо импортозамещения на этом рынке, это сбалансированность производства. Чтобы оборудование оставалось качественным, должен быть качественный персонал, умеющий работать. Это должны быть не сезонные, не приходящие люди, а производственный костяк, который нужно чем-то занимать вне сезона.
Haier удалось решить этот вопрос за счет того, что у нас комбинированная фабрика, на которой в сезон производится оборудование для коммерческого холода, а вне сезона - оборудование для бытового холода. Конечно, нет предела совершенству, у нас еще много вопросов, которые надо решить, но благодаря этим мерам нам удается поддерживать баланс.
Milknews: В начале февраля вы провели конференцию, посвященную торговому холодильному оборудованию с участием ведущих компаний-производителей мороженого. Расскажите о ее итогах.
Ю. Власова: Поскольку в этом году на выставке «Продэкспо» производителям морозильного оборудования не разрешили выставлять образцы своей продукции, мы переориентировали свою активность и в феврале организовали собственную конференцию. В рамках нее мы собрали тех партнеров, с которыми уже давно взаимодействовали напрямую или через партнеров-дистрибьюторов, а также потенциальных партнеров. Мы обсуждали не только новинки, выпущенные компанией Haier, но и возможности для развития отрасли в целом. На конференции выступали спикеры от Россельхозбанка и от Минпромторга, которые рассказывали о поддержке молочного бизнеса со стороны государства, в том числе о том, какие льготные кредиты могут получить производители мороженого и какими субсидиями они могут воспользоваться. Мы были приятно удивлены тем, что к этим двум спикерам по окончанию официальной части деловой выстраивались очереди, то есть их выступления действительно нашли отклик.
На мой взгляд, полезно было всем. Россельхозбанк собрал кворум из потенциально заинтересованных людей. А мороженщики, соответственно, узнали, где брать деньги, потому что при действующей ключевой ставке бывает сложно и сырье закупать, и обеспечивать продавцов техникой. И зачастую приоритет отдается не производителям техники, а молоку и сахару.
Milknews: Какое оборудование сегодня наиболее востребовано производителями молочной продукции?
Ю. Власова: В сегменте мороженого, в принципе, используется небольшой набор оборудования: это горизонтальные лари со стеклянной крышкой из гнутого или прямого стекла, лари для мягкого мороженого с чуть более высокой температурой и шкафы для вертикальной продажи. Еще используют лари-бонеты, которые имеют больший объем, но они в основном приобретаются под запрос для сетевого ритейла.
Milknews: Вы активно участвуете в профильных выставках в России и за рубежом. Каково ваше видение глобальных тенденций развития индустрии холодильного оборудования?
Ю. Власова: Я не смогу рассказать о том, что происходит на европейском рынке, потому что у меня нет связи с той частью света. Что касается азиатского рынка, то там наметилась тенденция в сторону торговли без продавцов. Это связано с тем, что в этой части света почти нет таких больших супермаркетов, как у нас. Там в основном открываются торговые точки площадью от 50 до 100 кв. метров формата магазинов 7-Eleven. В них практически отсутствуют лари-бонеты, обычно стоит морозильный шкаф с напитками и иногда есть холодная комната. В России же много супер- и гипермаркетов, но при этом тоже открываются мини-маркеты и магазины формата «у дома».
Кроме того, идет цифровизация оборудования: повсеместно установлены вендинговые аппараты и лари с возможностью оплаты продукции в них картой или через телефон. Это позволят уменьшить количество людей, задействованных в торговле, увеличив число торгового оборудования.
Говоря про российское мороженое, стоит отметить, что сейчас его большие объемы уходят на экспорт именно в Азию. Если раньше производители мороженого экспортировали эту продукцию в Европу и США, то сейчас переориентировали потоки.
Milknews: На ваш взгляд, могут ли российские производители что-то позаимствовать у азиатских?
Ю. Власова: Мы постоянно об этом думаем и обсуждаем этот вопрос с коллегами и уверены, что нам есть чему поучиться у азиатских производителей. Например, мне нравится очень то, что они не используют одноразовые пакеты в онлайн-доставке. Они привозят продукцию в специальных сумках, из которых она выгружается, и это существенно снижает потребление пластика. Кроме того, из-за особенностей жизни в субтропическом поясе представители азиатского рынка сильно приросли в технологичности онлайн-доставки. Пока в России для доставки замороженной продукции используют термопакеты или термосы, в Азии есть термоконтейнеры, которые заряжаются от прикуривателей в машине.
Milknews: Совсем недавно Haier запустила программу обучения, посвященную морозильному оборудованию. В чем ее цель?
Ю. Власова: Ее основная цель состоит в приучении людей к использованию качественного оборудования. В рамках нашей программы мы знакомим с оборудованием, делимся коммерческими знаниями и насыщаем рынок информацией, а также стараемся реализовать образовательные функции. В частности, мы рассказываем про разницу в подходе к разработке оборудования и про нюансы, на которые нужно обращать внимание при его выборе.
Очень часто люди не знают, чем один ларь отличается от другого, а мы это объясняем. Понятно, что если человек умеет чинить ларь, он разберется, почему этот ларь лучше, а этот ларь хуже. Закупщики такими сведениями обычно не обладают, и мы даем им знания, которые можно применить при выборе оборудования. Мы довольны результатом проведения курса, поскольку нам за три дня удалось собрать почти 200 человек за эти 3 дня, что по нашим оценкам, составляет 10% российских активных продавцов торгового холодильного оборудования.
Milknews: Планируется ли расширять программу?
Ю. Власова: Мы планируем обучать работе не только с морозильным, но и с другими видами B2B оборудования, в том числе с прачечным и профессиональным печным. Мы рассчитываем до конца первого полугодия раз в месяц проводить трех- четырехдневное обучение с разбивкой по часовым поясам.
Milknews: Какие у вас инвестиционные планы на 2025-й и в целом на долгосрочную перспективу?
Ю. Власова: Я не могу называть цифры, но сообщу о том, что по коммерческому торговому оборудованию Haier собирается увеличивать ассортимент. В наши планы входит как рост ассортимента российского завода, так и поставок с наших импортных заводов по всем видам оборудования: и морозильного, и кухонного, и прачечного. Мы ожидаем, что до конца этого года у нас ассортимент увеличится по всему направлению на 30% по сравнению с тем, что мы имеем сейчас.
Реклама. ООО «Хайер Электрикал Эпплаенсис РУС», ИНН 1650292810