Анна Бойко, «Рузское молоко» Даже с учетом некоторых сложностей рентабельность продаж выросла на 23%
Основные результаты 2023 года и важные тенденции 2024-го Milknews обсудил с заместителем гендиректора по коммуникациям компании «Рузское молоко» Анной Бойко.
Milknews: Какие отраслевые события вы считаете наиболее важными для себя в уходящем году?
А. Бойко: Если говорить о мероприятиях, которые прошли в этом году - важными событиями стали выставки DairyTech, Продэкспо, Золотая Осень, а также форум ко Дню Качества. Это те события, в которых мы так или иначе приняли участие, так как считаем важными.
Если говорить о ситуации на Российском молочном рынке, в целом – это:
• Рост экспортных продаж;
• Рост доли немолочных аналогов и снижение доли полки классических молочных продуктов: масло, сметана, молоко, кефир, творог;
• Рост доли e-com в структуре продаж;
• Продолжающаяся трансформация традиционной розницы: лидеры рынка укрупняются за счет локальных сетей и традиционной розницы;
• Возвращение к формату hard-дискаунтер. Рост ТС “Чижик” и “Светофор”, появление «дорогих» форматов в сетях формата «у дома» (“Пятерочка”, “Магнит”);
• Появление инструмента EDLP (+варианты, every day low price) в торговых сетях – это ответ клиентов на системное повышение цен производителями в последние годы. То есть торговые сети заставляют поставщиков снижать цену поставки, не снижая свою доходность;
• Увеличение скорости попадания продукта от производственной линии до конечного покупателя.
Milknews: Во второй половине года наблюдается рост спроса на молочную продукцию. Заметили ли вы этот тренд?
А. Бойко: Не можем сказать, что заметили этот тренд. Тут, скорее, речь не о росте спроса, а о росте отгрузок, это разные вещи. Это подтверждает рост товарных потерь у крупных клиентов: то есть растут отгрузки, но не продажи. Продажи же на «холодной» полке растут в первую очередь в среднем и высоком ценовых сегментах по следующим причинам. Во-первых, за счет роста доли промо, покупатель идет за «желтым ценником». А во-вторых, за счет альтернативных продуктов, немолочных аналогов, так как они тоже находятся на холодной полке вместе с молочными продуктами.
По классической же молочной продукции наблюдается тренд на некоторое падение.
Milknews: Какие операционные и финансовые результаты вы ожидаете получить по итогам года? Снизились или выросли показатели по сравнению с 2022 годом?
А. Бойко: Наши операционные и финансовые показатели в 2023 по сравнению с 2022 годом выросли. Такой вывод уже можно сделать по итогам 11 месяцев. Даже с учетом некоторых сложностей мы повторяем показатели 2022 года в натуральном выражении и растем на 6% в денежном. Рентабельность продаж выросла на 23%.
Milknews: Какие проекты по модернизации или вводу новых мощностей вы реализовали в уходящем году? Планируете ли инвестиции в новые проекты в 2024 году?
А. Бойко: В 2023 году мы не инвестировали в производство, а занимались сохранением текущих мощностей и ассортимента. На 2024 год у нас предварительно запланированы мероприятия по реконструкции производственных мощностей в рамках производственного инвестплана и запуск двух проектов на производственных площадях компаний-партнеров. Надеемся, что все сложится удачно и нам удастся реализовать задуманное.
Milknews: Каковы ваши прогнозы развития молочного рынка на 2024 год?
А. Бойко: Мы думаем, что нас ждет сохранение тенденций текущего года. И основные тенденции таковы:
• Укрупнение операторов сетевого рынка
• Рост доли e-com и увеличение скорости доставки продукта конечному потребителю
• Рост доли товаров-аналогов и снижение доли классических молочных продуктов
• Развитие инструмента EDLP
• Рост товарных потерь и транслирование торговыми сетями этих потерь поставщикам. Причем влияние в этой части закона о торговле будет нивелироваться – законодателям нужно подумать над корректировками в закон, так как торговые сети уже сейчас их успешно обходят.