Подробности: как торговое соглашение между США, Канадой и Мексикой повлияет на молочную отрасль
На прошлой неделе президент США Дональд Трамп подписал новое трехстороннее соглашение о свободной торговле между Мексикой, США и Канадой (USMCA). Оно пересматривает правила доступа участников на внутренние рынки трех стран, тарифы и некоторые нормы трудового законодательства. Среди прочего, изменения коснутся и молочного рынка. В новых правилах торговли молоком между крупнейшими североамериканскими странами разбирался Milknews.
Что такое USMCA
Новое соглашение о свободной торговле Мексики с США и Канадой USMCA было достигнуто лидерами трех стран в ноябре 2018 года на саммите G20 в Буэнос-Айресе. Оно приходит на смену Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА).
Соглашение было перезаключено на новых компромиссных условиях по настоянию президента США. Это было одним из предвыборных обещаний Дональда Трампа, считающего, что NAFTA приносит существенно больше выгоды Мексике и Канаде, нежели его стране. Переговоры перед подписанием длились больше года и были отмечены рядом конфликтов, включая угрозы администрации США ввести пошлины на товары из Канады и Мексики.
Палата представителей конгресса США поддержала документ в декабре 2019 года после того, как как поправки в него ратифицировала Мексика. Затем в январе 2020 года законопроект о новом торговом соглашении одобрил сенат США. Соглашение вступит в силу лишь после того, как оно будет одобрено Канадой.
В ходе церемонии подписания соглашения американский лидер заявил, что USMCA является "наиболее сбалансированным современным торговым соглашением", которое является победой для всех 50 штатов. По его словам, новые торговые правила приведут к приросту 1,2% ВВП, а также созданию рабочих мест. "Это соглашение является прорывом для американского сельского хозяйства", — сказал он.
Ранее Трамп отмечал, что соглашение создаст значительное число новых возможностей для американских работников, фермеров и бизнесменов — откроет рынки в Канаде и Мексике и снимет барьеры на пути товаров, услуг и инвестиций США.
Какие изменения ждут североамериканский молочный рынок
Новое торговое соглашение частично открывает канадский рынок для поставок американской молочной продукции, включающей жидкое молоко, сметану, масло, порошковое молоко, сыры и другие товары. Канада предоставит американским молочным фермерам доступ к 3,5% своего внутреннего рынка молочных продуктов, который оценивается в $16 млрд долларов в год. Таким образом объем экспорта американской молочной продукции в Канаду, который в 2017 году оценивался в $619 млн, будет увеличиваться на 1% в год следующие 7 лет. При этом 85% ввозимого из США жидкого молока должно поставляться не для розничных сетей, а для дальнейшей переработки. Взамен Соединенные Штаты также расширили доступ на свой рынок для канадских молочных производителей.
Согласно новому договору, Канада согласилась отменить программу управления поставками, которая помогает местным продавцам молочных продуктах на родине и за рубежом. Важным условием соглашения стала отмена 6-го и 7-го классов для канадского молока, поступающего на переработку, которые были введены в 2016 году. В эти категории попадало закупаемое по более низким ценам молоко, предназначенное для получения молочных ингредиентов, включая обезжиренное молоко и молочно-белковые концентраты.
Доступ к более дешевому молоку создавал для канадских переработчиков стимул для инвестиций в новое оборудование и разработку новых видов продуктов на основе ингредиентов. Прежде всего, это касается диафильтрованного молока – высококонцентрированного молочного протеина. В 2008-2015 годах наблюдался значительный рост импорта этого продукта преимущественно из США. Канадских переработчиков, использующих диафильтрованное молоко в производстве сыров и йогуртов, привлекала низкая стоимость американских ингредиентов по сравнению с местными, а также возможность ввоза этого продукта из США беспошлинно. По оценкам экспертов, ежегодные потери непосредственно фермеров Канады от подобного импорта находились на уровне $231 млн.
В 2016 году с принятием Национальной стратегии ингредиентов канадские перерабатывающие компании практически отказались от импорта диафильтрованного молока, что вызвало резкую критику со стороны администрации США, обвиняющей Канаду в протекционизме молочного сектора.
Для Мексики США традиционно являются главным поставщиком молочной продукции. В 2018 году Соединенные Штаты отправили в Мексику молочных продуктов на $1,4 млрд, что составляет 73% всего объема мексиканского импорта данной категории. Для США же эта цифра составляет более четверти от общего экспорта. Новое соглашение не так радикально повлияет на торговлю между странами, однако оно расширяет список сыров, взаимные поставки которых будут освобождены от каких-либо ограничений.
Кто выиграл, и кто проиграл от сделки
По прогнозам экспертов, экспорт молочных продуктов США вырастет на $314 млн в год.
Президент американского The Edge Dairy Farmer Cooperative, представляющего интересы молочных фермеров Среднего Запада, Броди Стапел сказал: «Подписание USMCA - это огромная победа для американских молочных фермеров. Мы не только сохранили традиционные рынки Мексики и Канады, но и расширили свой экспортный потенциал. Мы уверены, что соглашение принесет долгосрочную экономическую стабильность, которая так необходима нам, для того чтобы не просто выживать, а развиваться и процветать. Сегодня перспективы фермеров, их семей и сотрудников наконец-то внушают оптимизм. Будем надеяться, что USMCA принесет пользу не только нашей отрасли, но и всей американской экономике».
С ним согласен Митч Девис, глава молочной компании Davis Family Dairies, расположенной в штате Миннесота и входящей в кооператив Edge. «USMCA – это победа не только потому, что мы укрепим свои позиции на рынках наших соседей, но и потому, что канадская система управления поставками будет смягчена и перестанет мешать американскому молоку на мировом рынке», - отметил он.
«Не секрет, что Мексика является одним из крупнейших покупателей нашей молочной продукции, и новое соглашение будет способствовать дальнейшему процветанию торговых отношений между нашими странами. Кроме того, USMCA расширяет доступ американской молочной продукции на канадский рынок, который в течение долгого времени ограничивал поставки наших товаров», - поддерживает коллег президент американского молочного кооператива FarmFirst Джон Реттлер.
Между тем, представители канадской молочной отрасли по большей части разочарованы теми условиями, в которые они поставлены новым торговым соглашением. Ассоциация молочных переработчиков Канады оценивает убытки от USMCA в 2 млн канадских долларов. «В течение всего срока переговоров мы неоднократно слышали от нашего правительства, что оно заступится за канадскую молочную промышленность. Однако утвержденные пункты соглашения USMCA демонстрируют слабую поддержку наших интересов. Мы очень разочарованы», - заявил президент ассоциации Мэтью Фригон.
Автор: Роман Рожков
Теги: Молоко мир