Простыми словами: Электронная ветеринарная сертификация
Электронная ветеринарная сертификация отложена до 2017 года. Однако время пролетит быстро, а многие в молочной отрасли еще не знают, чем это, на первый взгляд, прогрессивное нововведение может грозить. Об этом в нашей новой рубрике «Простыми словами».
Зачем все это?
А можно без сертификации?
У нас же хорошо проверяют?
Как будет работать система для электронной сертификации?
Дайте ссылки!
Про это уже, конечно, есть приказ?
Что именно изменится?
Это плохо?
С чего вдруг сертификацию хотят ввести и для переработчиков?
Сколько это стоит?
Чиновники об этих проблемах знают?
Когда же это все это случится?
Электронная ветсертификация: прогресс или еще одна бюрократическая процедура?
В России сейчас действует бумажная ветеринарная сертификация. По факту это просто осмотр документов и простая проверка продукции на безопасность и пригодность для употребленения. Россельхознадзор уже давно хочет заменить такую сертификацию на более современную электронную. Для этого будет использовано веб-приложение ГИС «Меркурий». Его можно будет открыть прямо в браузере и вписать все необходимые данные о товаре, чтобы получить сертификат.
В связке с «Меркурием» будут работать системы «Аргус», «Веста» и «Цербер». «Аргус» уже работает и используется для выдачи разрешений на ввоз. «Веста» нужна для регистрации лабораторных исследований, а «Цербер» – для отслеживания юридически значимых действий.
В теории это позволит уменьшить бюрократизм и упростить получение документов. К тому же больше не придется возиться с бумагой – достаточно будет иметь номер сертификата, по которому можно проверить, что за продукты перевозятся и каково их происхождение.
Зачем все это?
У многих в отрасли возникал подобный вопрос. Например, в ЕС сертификация сырья нужна, чтобы предотвратить занос заболеваний из других стран и появление на рынке опасных для здоровья продуктов. В ВТО считают, что такой документ нужен просто для защиты от инфекций. А вот в России нигде не написано, зачем надо получать такой сертификат. Нет и списка неблагонадежных поставщиков, регионов, где сейчас есть эпидемии у КРС. Фактически сертификация является сугубо бюрократической процедурой.
А можно без сертификации?
В мировой практике есть примеры стран, где действительно можно работать без сертификации. Более того, обязательной ветеринарной сертификации для молочной продукции нет ни в одной стране мира, включая страны-члены Таможенного союза (куда, кроме России, входит Армения, Казахстан, Киргизия и Белоруссия). Это ставит российских переработчиков в менее выгодные условия, считают российские молочники.
Возьмем для примера развитые страны. В ЕС молочные товары при транспортировке в пределах союза не нуждаются в ветеринарных сертификатах. Вместо этого там нашли более простой способ обеспечения безопасности продукции: в товарно-сопроводительные документы вписывают информацию (идентификационные номера) о ветеринарной аттестации производства или поставщика сырья. Если же в регионе свирепствует какая-то болезнь КРС, то сертификат нужен.
У нас же хорошо проверяют?
У нас выдача сертификата – формальность. Методы исследований не аттестованы, а при неоднократном переоформлении документов неясно, какая местность благополучна по заболеваниям КРС. Благополучие местности подтверждается даже при признании территории неблагополучной. Поэтому не получить сертификат можно по сугубо бюрократической причине, а реальных нарушений по качеству продукции меньше 1%. Например, в 2013 году их было 0,7%. Это не значит, что все производители такие ответственные, а просто проверки формальные.
Хорошо, а как будет работать "Меркурий"?
Для того чтобы получить сертификат, нужно «войти» в систему. Под «входом» для «Меркурия» подразумевают ввод необходимых данных о партии, если это продукция, произведенная в России. Чтобы получить сертификат для импортных товаров, нужно иметь ветеринарный сертификат, выданный в стране происхождения. Система не просто собирает информацию, но и отслеживает ее, чтобы каждый новый сертификат выдавался только при подтверждении всех ранее введенных данных. То есть обмануть систему будет непросто. Если кто-то найдет ошибку в выдаче сертификата, его можно будет моментально отозвать удаленно.
У «Меркурия» есть подсистемы. Главные из них для молочников – это «Склад временного хранения» и «Государственная ветеринарная экспертиза». Первая нужна для сертификации импортируемых грузов, а вторая – сопроводительных документов на товары, перемещающиеся внутри страны.
На словах все красиво и современно, но «Меркурий» ругают за то, что система все еще «сырая». Например, там нет некоторых важных модулей для внесения необходимой информации по сырью и продукции. Поэтому во время запуска пилотного проекта не смогли до конца определить, возможна ли интеграция системы и действующих молочных заводов, и в какие сроки это можно сделать. А в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко) сообщали, что в молочной отрасли крайне низкий текущий уровень оснащения автоматизированными системами. Такая же проблема у региональных торговых сетей, не говоря уже о неорганизованной торговле.
А ссылки дадите?
Меркурий
Веста
Аргус
Цербер
Про это уже, конечно, есть приказ?
Да, Минсельхоз выпустил 17 июля 2014 года приказ № 281. Называется он «Об утверждении правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде».
Стоит отметить, что содержание этого документа сильно отличается от версии, которая прошла публичное обсуждение с бизнес-сообществом, а также процедуру оценки регулирующего воздействия. Во время обсуждения представители бизнеса высказывали много предложений, которые могли бы снять возникающие вопросы и опасения.
Ну что же тогда изменится?
До сих пор ветеринарные сертификаты в молочной отрасли получали только на сырье. Переработчикам этот документ был не нужен. Однако с введением электронной сертификации предполагалось, что такой документ нужно будет получать и на партии молочной продукции. Это коснется и молока, и сыра, и творога, и сухого молока с маслом. В этом случае функции Роспотребнадзора и Россельхознадзора будут дублироваться. Как они будут решать вопрос разделения своих контрольных и надзорных функций – неизвестно.
Это плохо?
Для переработчиков это не только плохо, но часто и невозможно. Дело в том, что для получения сертификата переработчикам надо будет указать источник сырья для каждой партии. Многие переработчики собирают сырое молоко у нескольких производителей. Часто у них сотни поставщиков, а если в регионе сильно фермерское движение, то это сотни мелких фермеров или даже личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Многие регионы стараются поддерживать ЛПХ и фермеров, поэтому переработчики, следуя пожеланиям руководства региона, собирают молоко у таких производителей. Соответственно, возить цистерну для каждого из сотен поставщиков по отдельности невыгодно, и уже на стадии сбора сырья оно смешивается. Получается, что указать источник сырого молока для каждой партии невозможно. Кроме того, партий у заводов очень много, и даже при незначительном количестве поставщиков придется собирать большой объем сертификатов на каждую партию.
Возьмем для примера фуру в 20 т. Это около 130 крупных партий, и на каждую нужен отдельный сертификат. Для доставки по городу используют трехтонные грузовики, в которых 30 партий. Наконец, для получения сертификата надо указать, где будет продаваться товар. Это тоже не всегда известно переработчику.
С чего вдруг сертификацию хотят ввести и для переработчиков?
Это объясняют необходимостью отслеживать движение всей молочной продукции в системе. Переработчики на это отвечают, что сейчас прослеживать путь товара можно и по маркировке, на которой есть дата и время выработки, информация о производственной линии, адрес завода, номер производственной партии и многое другое. На заводах тоже знают, откуда пришло сырье и во что оно переработано. Следить за этим их обязывает специальный документ (п.12 ч.3 ст.10 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»). Это полностью соответствует требованием Таможенного союза и ISO.
Сколько это стоит?
Формально – бесплатно. Ради этого электронная сертификация и задумывалась. Но в реальности многим переработчикам придется нанять специального человека (а крупным – даже десятки человек) только для того, чтобы они занимались оформлением этих сертификатов. По подсчетам различных заводов и компаний, это может увеличить себестоимость производства на 1-1,5%, а иногда и выше. Например, есть расчеты для завода с мощностью переработки в 200 т/сут. В год у него уйдет на введение электронной сертификации почти 10 млн рублей, что повысит себестоимость производства на 5%.
Если бы все проводилось на бумаге, издержки были бы еще выше. В случае проведения ветеринарной сертификации для переработчиков «по старинке» нужно будет свыше 25 тысяч человек, потому что каждый крупный переработчик должен будет оформлять более 6 млн сертификатов ежегодно. Крупному переработчику это обойдется в 8 млрд рублей, что повысит себестоимость примерно на 7%. Издержки всей молочной отрасли в связи с проведением ветеринарной сертификации на бумажных носителях можно оценить в 30 млрд рублей.
Чиновники об этих проблемах знают?
Перед развертыванием системы электронной сертификации она «обкатывалась» на производителях молока. У переработчиков должны были пройти пилотные проекты на двух заводах, но они были свернуты Минсельхозом. Известно, что сложности в работе с электронной сертификацией для переработки были отражены в многочисленных обращениях переработчиков во все инстанции. Так что да, о всех сложностях чиновникам сообщили.
И когда же это случится?
Возможно – никогда. Введение электронной ветеринарной сертификации на практике отложено на 2018. Но это не значит, что переработчикам в итоге придется заняться бумажной работой. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев уже намекнул, что переработчиков могут освободить от необходимости получать такой документ. «Хочу сказать объективно и честно, решения пока нет, но решение будет выгодным прежде всего для наших производителей молока», - заявлял министр. При этом он часто отмечал, что само предложение сделать ветеринарную сертификацию обязательной для переработчиков является спорным.
Электронная ветсертификация: прогресс или еще одна бюрократическая процедура?
Электронная ветеринарная сертификация может не коснуться переработчиков молока, широкое начало ее применения на практике начнется только в 2018 году, заявил на съезде Национального союза производителей молока министр сельского хозяйства Александр Ткачев. «Хочу сказать объективно и честно, решения пока нет, но решение будет выгодным, прежде всего, для наших производителей молока», - заявил министр, отметив, что предложение сделать эту процедуру обязательной для переработчиков является спорным.Что это такое
Ветеринарная сертификация для молочной индустрии сейчас – это фактически документ, подтверждающий безопасность и происхождение сырья. Продукция переработки освобождена от необходимости проходить эту процедуру во всех странах Таможенного союза. Каждый производитель сырого молока должен запрашивать этот документ в местном Россельхознадзоре на каждую партию. Для этого надо показать ветеринарное свидетельство, ветеринарное заключение и образцы молока. Специалисты анализируют документы и осматривают образцы сырого молока, после чего выдают документ.
Проблема в том, что такой сертификат производителям надо получать на каждую партию, а их может быть много. Кроме того, как известно, корова – не конвейер и ее не остановишь, поэтому партии идут и в праздники, выходные и даже ночью, рассказывает фермер Александр Саяпин (Калужская область). Поэтому часто застать нужного человека, который может принять документы и образцы не так просто.
Если обычная сертификация будет заменена на электронную и процесс ее получения действительно будет автоматизирован, то производителям сырого молока, конечно, будет проще. В теории, после введения электронных сертификатов, перевозчику больше не нужно будет возить с собой бумажный документ - ему понадобиться только код сертификата. По нему можно будет пробить в базе Россельхознадзора все данные о товаре. Несомненно, это значительно удобнее, чем хранить тонны документов.
«Даже не очень понятно почему могут быть возражения по внедрению электронной ветеринарной сертификации. Это значительно ускорит эту бюрократическую процедуру», - удивилась эксперт по организации агарного бизнеса и бывший руководитель агрохолдинга «Мансурово» Наталья Харитонова на вопрос о подводных камнях этой системы. Многие эксперты сравнивали сопротивление внедрению этой системы с недовольством введению интернет банков и даже банкоматов до их широкого распространения.
«В любом случае это будет лучше, чем выписывание кипы бумаг сейчас», - полагает Александр Саяпин. По его словам, сейчас ему на каждую партию приходится выписывать несколько ветеринарных сертификатов и это очень неудобно. «В идеале бы сделать эту электронную ветеринарную сертификацию полностью автоматизированной – партии же идут и в выходные, и ночью, и в празднике, а специалиста сейчас еще надо застать на рабочем месте», - пояснил фермер. Он также вспоминает случаи, когда фермеры не могли продать свой товар и терпели миллионные убытки из-за того, что им вовремя не удалось получить ветеринарный сертификат. Автоматизированная электронная система, на его взгляд, могла бы раз и навсегда решить эту проблему.
Хотели как лучше …
Однако именно электронную ветеринарную сертификацию могут ввести для переработчиков, что может стать для них большой проблемой. Дело в том, что у переработчиков сырье часто поступает из многих ЛПХ, хозяйств и ферм, поэтому даже с этапа указания источника сырья для получения сертификата они столкнутся с невозможностью найти концы. «У нас большая часть сырого молока собирается с личных хозяйств, что поощряется властями региона. Соответственно, все сырье смешивается еще в молоковозах – мы не можем гонять машину за 300 л молока, например», - говорит завлабораторией товарищества на вере «Сыр Стародубский» Анна Дьячкова.
Кроме того, производителям придется специально нанимать сотрудников, которые будут заниматься оформлением ветеринарных сертификатов. «Учитывая количество партий и объем работы для получения сертификатов, нам придется понести дополнительные расходы, которые, несомненно, скажутся на себестоимости производства», - опасается Анна Дьячкова.
Анонимно о возможности введения электронной ветеринарной сертификации для них переработчики высказываются еще жестче. «Сама возможность введения такой сертификации показывает отношения власти к нам. Все заявления, что надо «перестать кошмарить бизнес» (неточная цитата президента Владимира Путина – прим.) ничего не значат, потому что наше мнение никому не интересно. Вначале «Платон» по нам прошелся, а теперь еще и сертификация в дополнение к ста проверкам в год – примерно столько у нас проходит проверок каждый год», - возмущен руководитель одного из молокоперерабатывающих предприятий.
Недовольство переработчиков можно понять, ведь, по данным Национального союза производителей молока (Союзмолоко), для получения сертификата среднему заводу потребуется 158 часов в день – труд двух десятков специально нанятых человек. Таким образом, затраты могу составить 12 млн руб., хотя сама электронная ветеринарная сертификация бесплатна. А стоимость интеграции с электронным документооборотом у одного завода может достигать 200 млн руб.
Как утверждает в Союзмолоко, сейчас электронная ветеринарная сертификация не может быть внедрена ни у одного члена союза – ни у производителей молока, ни у переработчиков. Поэтому Союзмолоко предлагает не торопиться с введением этой системы в молочной отрасли.
Годы до прогресса
Россельхознадзор надеется, что электронная ветеринарная сертификация позволит моментально отслеживать происхождение любого товара в любой точке страны и сделает работу таможни значительно быстрее в Таможенном союзе. То есть фактически будет экономить время и деньги поставщикам.
План сделать системы электронной сертификации общедоступными в пределах таможенного союза действительно есть, но не стоит ожидать его скоро внедрения. К тому же еще не все страны имеют подобную систему.
Как сказал советник отдела ветеринарных мер Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийского экономического союза Акын Испуллаев, сейчас системы электронной сертификации стран Таможенного союза не взаимодействуют друг с другом. Исключение составляют только Россия и Белоруссия. А, например, в Казахстане действует своя система. План сделать информацию доступной в любой стране Таможенного союза есть, но до его реализации на практике пока далеко, отметил специалист.
1455178279
4803 просмотра
Комментарии