Аналитики Fitch Ratings ожидают дальнейшей консолидации в российском ритейле
Аналитики Fitch Ratings прогнозируют дальнейшую консолидацию на рынке российского продовольственного ритейла, которая пока будет проходить без участия иностранных игроков, и видят тренд на снижение рентабельности крупнейших сетей в ближайшие годы.
«Фундаментальные перспективы роста для сектора остаются очень сильными, это позволяет ожидать дальнейшей консолидации рынка <...> И я не удивлюсь, если мы увидим в 2025 году, что топ-10 игроков занимают уже до 50% рынка», - сказала младший директор отдела рейтингов компаний потребительского сектора региона EMEA Fitch Ratings Татьяна Бобровская на деловом завтраке во вторник в Москве.
По итогам 2015 года на долю десяти крупнейших ритейлеров пришлось 24% рынка.
Консолидация российского рынка продуктового ритейла в ближайшие годы будет проходить без участия иностранных игроков, считает Бобровская. «Мы не ждем никакого риска со стороны входа на рынок западных торговых сетей <...> В целом инвестиционный климат и обстановка геополитическая не располагает к таким инвестициям. С другой стороны, есть экономические факторы, которые совершенно не располагают к тому, чтобы крупные сети начали органический рост или даже рассматривали покупку локальных сетей в ближайшие лет пять точно, поскольку те игроки, которые есть на рынке, настолько уникальны по своему составу, по своим характеристикам, что это будет очень сложно переварить крупному ритейлеру в короткий срок и в текущей ситуации», - сказал она.
Если и ожидать сделок M&A, то они будут проходить между компаниями, которые уже работают на российском рынке, считает Бобровская.
В секторе продовольственного ритейла сложилась шестерка лидеров: это «Магнит», Х5 Retail Group, «Ашан», «Дикси», «Лента» и Metro. «Эта шестерка сложилась. Дальше внутри этой шестерки будут, наверное, какие-то перемещения», - сказал директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко.
Догнать лидеров за счет органического роста будет сложно: строить сеть гипермаркетов дорого, а магазинов небольшого формата - долго. «Если и будет какая-то попытка изменить структуру рынка, она будет через комбинацию покупки и дальнейшей трансформации. Этот вопрос, наверное, опять появится в восприятии советов директоров крупных западных компаний, когда политическая ситуация нормализуется, я не исключаю, что кто-то из этой шестерки будет куплен за огромные деньги и уже потом на этой базе кто-то из международных компаний будет пытаться рынок поменять», - считает он.
Предпосылкой для консолидации в секторе остается экономическая ситуация, которая, с одной стороны, оказывает давление на рентабельность и рост сопоставимых продаж ритейлеров, а с другой стороны - ставит небольшие сети и традиционный ритейл в еще более слабое положение, считает Бобровская.
«Они не могут конкурировать по цене с крупнейшими ритейлерами, помимо этого, у них ограниченный доступ к финансированию, более высокие процентные ставки, поэтому, думаю, что уход с рынка этих компаний будет еще больше стимулировать ту консолидацию на рынке, которую мы наблюдали за последние несколько лет», - сказала она.
По оценке Fitch, средневзвешенный показатель рентабельности EBITDAR крупнейших российских сетей может снизиться до 12% в 2018 году с 12,2% в 2017 году и 12,7% в 2016 году. По итогам 2015 года этот показатель составлял 12,8%.
Давление на рентабельность ритейлеров в ближайшие несколько лет может оказывать более высокий рост расходов по сравнению с ростом сопоставимых продаж. «Мы ожидаем, что рентабельность крупнейших сетей будет снижаться, ее снижение может составить до 80 базисных пунктов в ближайшие три года», - сказала Т.Бобровская.
Однако уровень рентабельности в секторе остается по-прежнему высоким по сравнению с западными сетями, отметила она.
В то же время поправки в закон о торговле, которые запрещают ритейлерам взимать бонусы с поставщиков (прежней редакцией закона был ограничен только ретро-бонус - на уровне 10%), окажут на рентабельность крупных сетей незначительное влияние, считает аналитик.
«Скорее всего, для крупных федеральных сетей мы увидим очень умеренное, незначительное влияние на рентабельность. То есть все бонусы, которые раньше компании-производители платили дополнительно, мы думаем, скорее всего, перейдут в объем дисконта к изначальной продажной цене», - сказала Бобровская.
В целом в 2017 году, по прогнозу Fitch, на российском потребительском рынке сохранится тренд высокой чувствительности покупателей к ценам и промо-акциям, будет наблюдаться умеренное восстановление спроса внутри низкого и среднего ценовых сегментов.
По прогнозу Fitch, рост потребительских расходов в 2017 году может составить 2% при инфляции в 6%. «С учетом того, что потребление снижалось более двух лет, рост на 2%, я не думаю, что будет очень ощутим для компаний, для розницы и производителей. Но, тем не менее, конечно, постепенное, но медленное восстановление может определенно повлиять на поведение компаний сектора», - сказала Бобровская.
В 2018 году, по оценке Fitch, рост потребительских расходов может ускориться до 2,5%, инфляция - замедлиться до 5,5%.
Источник: interfax.ru