Продавцы спортивного питания хотят запретить рекламу БАДов на «Яндекс.Маркете»
Столкнувшиеся с острым кризисом из-за закрытия магазинов на фоне распространения COVID-19 продавцы и производители спортивного питания пытаются устранить часть конкурентов. Участники рынка попросили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить «Яндекс.Маркет» на рекламу БАДов с запрещенными веществами. Ограничения на продвижение продукции на площадке должны поддержать рынок спортивного питания, продажи которого сократились на 80%.
Национальная ассоциация индустрии спортивного питания (НАИСП; объединяет более 100 производителей, дистрибуторов и продавцов) обратилась в ФАС с просьбой проверить «Яндекс.Маркет» на нарушение закона о рекламе. Копия письма есть у “Ъ”. Как утверждают авторы обращения, сегодня на «Яндекс.Маркете» продвигаются БАДы, которые содержат в составе психотропные и наркотические вещества и запрещены к использованию по техническому регламенту Таможенного союза.
По данным НАИСП, сейчас на «Яндекс.Маркете» можно найти более 1,3 тыс. подобных продуктов. В письме приводится описание товара на сайте продавца, где говорится, что в состав одного такого комплекса входят Hordenine HCl (содержится в галлюциногенных кактусах), аналог эфедрина (ядовитый алкалоид), галлюциногенные грибы и пр. Эта продукция не может быть зарегистрирована на территории Таможенного союза, она наносит вред здоровью и создает у потребителей ложное представление о спортивном питании, говорится в письме НАИСП. В ФАС “Ъ” подтвердили получение обращения, пообещав рассмотреть его в течение 30 дней. В «Яндексе» “Ъ” не ответили.
По словам гендиректора компании «Юрэкспресс» Антона Богданова-Эдельмана, позиция НАИСП обоснованна: отвечать за рекламу и продажу должна вся цепочка, включая производителя, непосредственного продавца и «Яндекс.Маркет». В случае выявления нарушений площадка, добавляет он, будет обязана удалить рекламу запрещенных к обороту добавок. Кроме того, за нарушение закона о рекламе «Яндекс.Маркету» грозит штраф до 500 тыс. руб. Председатель правления НАИСП Юлия Кузьмина отмечает, что удаление рекламы на «Яндекс.Маркете» уже будет результатом, поскольку обращение фальсификата наносит ущерб индустрии. Но необходимо ужесточать наказания за продвижение и продажу запрещенных товаров, так как размер действующих штрафов небольшой, уверена госпожа Кузьмина.
Сама отрасль спортивного питания сегодня испытывает серьезные трудности из-за ограничений, связанных с борьбой с COVID-19. Все спортивные объекты приостановили деятельность, магазины закрыты, запрещены мероприятия, в результате индустрия оказалась парализована. О кризисе НАИСП уже сообщила премьеру Михаилу Мишустину. Копия этого обращения также есть у “Ъ”. По оценкам НАИСП, продажи членов ассоциации упали на 80%, что негативно отражается на поставщиках, большая часть которых не получила оплату за товар, поставленный в феврале—марте 2020 года. Компании снизили объем производства более чем на 50%, говорится в письме НАИСП господину Мишустину.
Ассоциация просит включить индустрию спортивного питания в перечень пострадавших от COVID-19 отраслей. В качестве мер поддержки НАИСП предлагает компенсировать оплату труда работников индустрии и коммунальные платежи, отменить все налоги и сборы на фонд оплаты труда с марта по сентябрь 2020 года, снизить НДС до 10% до конца 2022 года, предоставить льготные кредиты на пополнение оборотных средств и пр. В аппарате премьера не комментируют служебную переписку.
Старший аналитик BCS Global Markets Дмитрий Скрябин указывает, что у большинства предприятий малого и среднего бизнеса нет финансовых резервов, которые могли бы помочь пережить трудные времена, и владельцам придется брать кредиты, которые неясно как обслуживать. По его словам, у индустрии спортивного питания шансы на получение господдержки высоки: отрасль относится к малому и среднему бизнесу, связана со спортом и пр. Вопрос — в объеме помощи, отмечает господин Скрябин, но часть предложений НАИСП может быть учтена.
питание