«Известия»: крупным торговым интернет-площадкам указали на массовое нарушение прав потребителей
Обязанности онлайн-маркетплейсов перед покупателями должны быть такими же, как у обычных магазинов. Пока же, когда речь заходит о возврате или обмене товара, крупные интернет-площадки идут «по пути многочисленных нарушений» прав потребителей, считают в движении «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ). Чтобы пресечь эту практику, следует внести в законы соответствующие поправки, говорится в письме ОПИ в Госдуму РФ. Число претензий покупателей, касающихся обмена и возврата товаров, купленных на маркетплейсах, растет, подтвердили «Известиям» и в Роспотребнадзоре. Интернет-площадки признают недоступность для покупателей процедуры прямого обмена, но обращают внимание на то, что при регистрации каждый пользователь соглашается с правилами сервиса.
Российские законы должны уравнять обязанности торговых площадок в интернете и обычных магазинов, которые касаются обеспечения прав потребителей, следует из обращения движения «Общественная потребительская инициатива» в Госдуму (есть в распоряжении «Известий»). По мнению организации, сейчас «практика деятельности крупнейших маркетплейсов, идет по пути многочисленных нарушений» закона «О защите прав потребителей».
Инициаторы обращения составили список из 14 ситуаций, в которых правила обмена и возврата товаров компаниями Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет» и «СберМегаМаркет», по их мнению, входят в противоречие с действующим законом.
Претензий к деятельности маркетплейсов в последние месяцы действительно накопилось много, подтвердили «Известиям» и в Роспотребнадзоре.
— Мы столкнулись с жалобами на отсутствие у некоторых крупнейших площадок процедуры обмена товара, соответствующей закону. Покупателю предлагают вернуть некачественную вещь, получить за нее деньги, а потом приобрести заново. Но такая схема, во-первых, отнимает у покупателя время, а во-вторых, работает корректно и справедливо до того момента, как товар подорожает, — рассказал «Известиям» замначальника управления госнадзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Андрей Пучковский.
Согласно закону «О защите прав потребителей», покупатель вправе в течение двух недель после покупки обменять товар как ненадлежащего, так и надлежащего качества в случае, если он ему не понравился. Исключения — продовольственные, технически сложные товары, белье, предметы личной гигиены и некоторые другие. При онлайн-покупке на отказ от товара надлежащего качества покупателю дается минимум семь дней. Некачественный товар он вправе как вернуть, так и обменять или потребовать уменьшения цены.
Недоступность для покупателей процедуры прямого обмена товара «Известиям» подтвердили в Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркете».
— Собственниками продукции, представленной на Wildberries, являются предприниматели — продавцы этих товаров. В случае возврата товаров с браком именно они рассматривают и одобряют или же отклоняют заявки от покупателей, — пояснили в пресс-службе маркетплейса.
Там добавили, что в ближайшее время для продавцов «может быть реализован функционал, с помощью которого они смогут самостоятельно определять размер и формат компенсации для покупателя за некачественный товар, а также решать вопросы с обменом».
Таким образом, маркетплейсы возлагают ответственность на конкретных продавцов, с которыми покупатель зачастую даже не может связаться. И прямо сейчас единственный доступный вариант обмена — через возврат и новую покупку. Причем если стоимость за это время вырастет, разницу в цене не компенсируют, подтвердили в компаниях.
В некоторых случаях продавцом выступает не конкретный предприниматель или магазин, а сам маркетплейс, заметил Андрей Пучковский. В этой ситуации он обязан принимать и рассматривать претензии по качеству товара.
Однако покупателя не должно заботить, кто именно продал ему товар — сам маркетплейс или третье лицо, убежден председатель общественной организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.
— Права потребителя не могут произвольно ограничиваться правилами торговой площадки, — считает он.
По мнению Олега Павлова, необходимо разработать и внести в закон «О защите прав потребителей» такие поправки, которые уравняют обязанности маркетплейсов по возврату и обмену товаров с обычными офлайн-магазинами. В письме в Госдуму «Общественная потребительская инициатива» выразила готовность принять активное участие в разработке подобных поправок.
В пресс-службе Госдумы «Известиям» подтвердили получение обращения и отметили, что оно направлено на рассмотрение.
торговля