15:50, 10 сентября 2015

Олег Якубович (БУТБ): физические объемы белорусского экспорта в РФ растут

Первый заместитель председателя правления БУТБ Олег Якубович
Один из ключевых спикеров Центральной подиумной дискуссии «Российский продовольственный рынок: сценарий 2015»  на выставке WorldFood Moscow, первый заместитель председателя правления Белорусской универсальной товарной биржи (БУТБ) Олег Якубович рассказал Milknews, что изменилось в белорусско-российских торговых отношениях за год с момента введения эмбарго на импорт продовольствия. 

Milknews: Как давно в Республике Беларусь осуществляется биржевая торговля молочными продуктами?

Якубович: С 2006 года. С этого момента и объемы торгов, и количество участников, и список торгуемых позиций существенно расширились. Убежден, что динамика развития мирового рынка молочной продукции, который подвержен постоянному колебанию цен, требует применения рыночных подходов, позволяющих определять максимально объективные рыночные цены реализации продукции. В данной ситуации биржевая торговля имеет особое значение, так как использование биржевого механизма позволяет наиболее оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, способствует установлению новых деловых контактов, открытости и прозрачности сделок.

Хочу отметить, что в настоящее время подписано соглашение о партнерстве между ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» и Национальным союзом производителей молока (СОЮЗМОЛОКО). Вырабатываются совместные решения по расширению возможности использования биржевых торгов в рамках ЕАЭС.
 
Milknews: Как изменились объемы торговли продовольствием на БУТБ по сравнению с августом прошлого года?

Якубович: В августе 2014 года в связи с введением запрета на поставки в Российскую Федерацию некоторых видов продовольствия из отдельных стран, российский бизнес значительно активизировал работу по закупке молочной продукции на торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Только за этот месяц на биржевых торгах было продано около 3 тыс. тонн сливочного масла, 2 тыс. тонн сухого молока, 1,5 тыс. тонн сыра, что составило третью часть от объемов биржевых продаж указанной продукции в 2014 году. Вместе с тем, в последующем спрос на белорусскую молочную продукцию, хотя и оставался повышенным, но стабилизировался и «аномального» всплеска продаж больше не происходило.
  
Milknews: Ощущаете ли вы снижение или увеличение спроса со стороны российских импортеров?

Якубович: Спрос на белорусскую сельскохозяйственную продукцию остается достаточно высоким. Это подтверждается официальными данными Национального статистического комитета Беларуси. Так, например, в первом полугодии 2015 года рост физических объемов экспорта в Российскую Федерацию к сопоставимому периоду 2014 года по сухому обезжиренному молоку составил 52% (экспортировано 53 тыс. тонн), маслу сливочному – 45% (38 тыс.тонн), сырам – 23% (55 тыс.тонн), говядине охлажденной – 11% (57 тыс.тонн).

Таким образом, есть растущий спрос и есть возможность его удовлетворения, а также наращивания объемов поставок качественной белорусской продукции на российский рынок.
 
Milknews: Год назад белорусская молочная и мясная продукция была несколько дешевле российской, что давало ей преимущество на российском рынке сразу после введения эмбарго. Удалось ли белорусским производителям занять определенную нишу? Как можно сейчас оценить долю белорусского продовольствия на российском рынке?

Якубович: Российский рынок является основным рынком сбыта белорусской молочной и мясной продукции. Рассматривая экспорт по конкретным товарным позициям, следует отметить, что в Россию отгружается порядка 94% сухого молока от всего объема экспорта данной продукции, масла сливочного – 99%, сыров – 99%, мяса говядины – 97%. При этом следует отметить, что физические объемы экспорта белорусской продукции, как было сказано ранее, имеют тенденцию к увеличению.

Убежден, что определенную нишу белорусские производители на российском рынке заняли уже давно и уступать ее не собираются, намерены расширять свое присутствие и не за счет низких цен, а за счет повышения качества сырья и конкурентоспособности производимой продукции. На это также направлены решения, принимаемые Правительством Республики Беларуси и республиканскими органами государственного управления. С 1 сентября 2015 года все молоко в Беларуси делится на три сорта – экстра, высший и первый, исключен второй сорт. Это предусмотрено изменением к государственному стандарту Беларуси СТБ 1598-2006 «Молоко коровье сырое. Технические условия», инициированным Министерством сельского хозяйства и продовольствия.
 
Milknews: Выровнялась ли ценовое соотношение между российской и белорусской продукцией в связи с девальвацией рубля?
 
Якубович: Рассматривая период с августа 2014 года по сентябрь 2015 года, хотел бы отметить, что резких скачков цен на основные виды молочной продукции не происходило. Цены оставались относительно стабильными, имели место некоторые колебания, в зависимости от сезонности продаж. Это свидетельствуют о том, что девальвационные процессы, вопреки ожиданиям, не привели к увеличению внутренних цен на молочную продукцию в Российской Федерации. В основном, произошло их снижение, в том числе в связи с увеличением внутреннего производства. 
Считаю, что предлагаемые белорусскими производителями цены являются стабильными и не отражаются негативно на российском покупателе.

Риски и возможности для производителей от принятия данных изменений представители агрохолдингов, участники отраслевых союзов, торговые сети, представители госведомств обсудят 14 сентября в рамках Центральной подиумной дискуссии «Российский продовольственный рынок: сценарий 2015»  на выставке WorldFood Moscow. Регистрация участников будет проводиться непосредственно перед началом форума.

СПРАВКА Биржевая торговля молочной продукцией осуществляется в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (БУТБ) с января 2006 года.
С этого момента количество товарных позиций молочной продукции, предлагаемых к реализации на биржевых торгах значительно увеличилось. Например, если в 2006 году на биржевых торгах продавались только сухое обезжиренное молоко и технический казеин, то в настоящее время на биржевых торгах осуществляются реализация достаточно широкого ассортимента молочной продукции: сухого обезжиренного и цельного молока, сыворотки, творога, казеина, масла сливочного, сыров, молочных консервов.
Клиентами биржи являются все молокоперерабатывающие предприятия Республики Беларусь, а также компании из России, Германии, Франции, Голландии, США, Бельгии, Сингапура, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Молдовы, Украины, Казахстана, Азербайджана, Грузии. Всего в биржевых торгах молочной продукцией принимают участие свыше 200 организаций.
За время функционирования секции сельхозпродукции на биржевых торгах БУТБ реализовано свыше 165 тыс. тонн сухого молока, 75 тыс. тонн сливочного масла, 71 тыс. тонн сыров, 6,5 тыс. тонн сыворотки, 42 тыс. тонн казеина.
Биржевые торги по реализации молочной продукции проходят на постоянной основе два раза в неделю. На каждых торгах белорусскими молокоперерабатывающими предприятиями предлагается до 3 тыс. тонн сухого молока и сыворотки, до 1,0 тыс. тонн сливочного масла, 500 тонн сыров. За 8 месяцев 2015 года на биржевых торгах реализовано свыше 10 тыс. тонн молочной продукции.

 

Источник: Milknews


Цитата

Александр Ткачев

Я с удовольствием каждый день читаю Milknews. Мне нравится!
Портал поднимает проблематику и вопросы отрасли.

НОВОЕ НА САЙТЕ


06 декабря 2016 17:31
AHDB: британским фермерам необходимо повышать свою конкурентоспособность
06 декабря 2016 17:15
Агростраховщики просят выплатить субсидии по договорам в следующем году