Рим Хафизов, «Экопродукт» У нашего производства сухого кобыльего молока нет аналогов в России
В Башкирии построят крупное предприятие по производству сухого кобыльего молока. Этот завод станет единственным подобным в России. Пилотный проект, запущенный несколько лет назад, оказался успешным, и теперь требует масштабного расширения и модернизации. Сферы сбыта - разнообразные: от питания до косметологии. Исполняющий обязанности директора компании «Экопродукт» Рим Хафизов рассказал Milknews, кому принадлежит идея создания предприятия и почему кобылье молоко так ценится в восточных странах.
Такое предприятие - единственное в России. Планируется большой объем производства: порядка 30 тонн сухого продукта в год. Есть сразу несколько направлений его применения:
- Продукт питания. При восстановлении его опять в жидкое состояние будет получаться и кумыс, и кобылье молоко.
- Лечение. В первую очередь туберкулёз.
- Косметология и физиотерапия. В частности различные ванны.
- Детское питание. Кобылье молоко по составу максимально приближено к материнскому. Оно абсолютно гипоаллергенно. Поэтому даже для грудных детей это очень полезный продукт.
Родоначальниками этой идеи были как раз спортсмены, которые знают все эти свойства, в частности, она впервые прозвучала от Союза биатлонистов России и борцов. Я сам занимался когда-то лыжными гонками, биатлоном. В команде у нас были и Александр Тихонов, четырехкратный олимпийский чемпион, Владимир Барнашов, тоже олимпийский чемпион по биатлону. Первоначально пилотный проект финансировал Сергей Павлович Козубенко, он тоже бывший спортсмен. Так что пилотный проект у нас уже работает, а сейчас мы просто решили расширить производство и увеличить объёмы, поскольку эксперимент оказался удачным.
Мы сертифицировали производство, в том числе и на международном уровне. Плюс получили все ГОСТы и технические условия на кумыс, на молоко, создали представительство в Кувейте, участвовали в различных выставках. Это вся работа производилась на протяжении двух лет. И сейчас потребовалась модернизация, поскольку объем потребления предполагается большой. На данном этапе много нашей продукции ушло на сертификацию, презентации и выставки. Также мы отправили продукцию в Ставропольский край в Минеральные воды для принятия ванн, там открывается новый санаторий. Отправили в Америку: там есть сеть магазинов “Русские товары”, и одна из московских компаний будет продвигать там нашу продукцию.
Продукция новая, ниша достаточно свободная. В Казахстане аналогичный завод есть, но оттуда все полностью уходит в Китай. А мы сейчас тоже и в Казахстан отправляем, уже есть действующие контракты. Работы много. Мы заключили договор с Башкирским государственным университетом, они для нас разрабатывают методику лечения, питания на основе этого продукта. Также заключили договор с Московским государственным университетом: они тоже проводят для нас серьезную научную работу.
А сейчас мы хотим уйти от рисков нестабильного обеспечения. Пришли к тому, что заводим свое поголовье, чтобы наладить ритмичную поставку, так как процесс сушки молока идет постоянно, круглые сутки. Кроме того, к самому качеству молока у нас очень серьезные требования.
Мы уже договорились о покупке именно башкирской породы лошадей. А потом будем разводить свое поголовье. Чтобы обеспечить заявленный объем производства, требуется примерно 1460 голов лошадей.
Само оборудование по лиофилизации, то есть сушке, молока будет поставлять Южная Корея, с ними у нас уже есть контракт. Оно у нас стоит в пилотном цехе, теперь хотим закупить дополнительно, в три раза больше. А что касается линии по изготовлению кумыса, пастеризации - это российские поставщики, московские, в частности завод “Молмаш Комплект”. Скоро будем объявлять конкурс на поставку российскими компаниями оборудования на наше предприятие.
В этот проект уже вложены собственные средства в размере 130 млн, а где-то 550 млн мы будем брать в кредит. Никакие инвесторы здесь не задействованы, мы будем все сами делать.
Что касается экспорта, нашей продукцией уже очень интересуются страны Персидского залива, там, где понимают и знают ценность кобыльего молока и кисломолочной продукции. Кроме этого, будем также ориентироваться на рынок Китая. Там тоже очень большие перспективы.
И самое сложное, что нам предстоит - это реклама нашего продукта. Поскольку в европейской части России и зарубежья не знают о ценности и целебных свойствах кобыльего молока. Продукт для многих совершенно незнакомый, поэтому нам, в первую очередь, нужно рассказать о нем людям. У нас очень большой бюджет заложен на рекламу и маркетинг. Все материалы уже переведены на несколько языков: французский, немецкий, арабский, английский - для распространения в Европе. В общем серьезная работа идет в этом направлении тоже.
Ещё один момент, на базе нашего производства планируем развивать агротуризм. Это район Зауралья, очень красивые места: горы, ковыль и т.д. Ведь почему наше молоко так ценится? Потому что очень много зависит от корма плюс свободный выпас стада. Так что одним из маркетинговых ходов будет создание туристической базы. Мы сейчас работаем с Германией, с ассоциацией автокемперов Европы, которые путешествуют в домах на колесах, и сейчас они просятся к нам в Россию. Хотим предложить приехать к нам.