Сергей Бачин, «АгриВолга» Наша биофабрика сможет покрыть порядка 50% потребности российского рынка в заквасках
Основатель сельскохозяйственного холдинга «АгриВолга» Сергей Бачин рассказал в интервью РБК о влиянии санкций, строительстве в Угличе биофабрики по производству заквасок и проблеме фальсификации «Российского» сыра.
О влиянии санкций на молочную отрасль
Введенные в 2022 году западные санкции сказываются на российских производителях, которые находятся в инвестиционной стадии или в стадии строительства новых производственных или перерабатывающих мощностей. Но молочная промышленность такова, что многие технические элементы заводов и ферм можно закупить не только в Европе, но также в Китае и Турции. Так что замену найти можно, если ты вовремя об этом думаешь и ищешь новых поставщиков. Но затраты на логистику, конечно, увеличились, а налаживание новых цепочек поставок требует большего количества времени.
Проблема с нехваткой упаковки, с которой производители продуктов столкнулись весной, сейчас почти решена. Картон, который используется для молочных пакетов, вообще-то производился у нас в России, просто он был в тюках и рулонах и отправлялся за рубеж, в ту же Финляндию, где уже происходила нарезка и подготовка готовых пакетов. Теперь он перерабатывается внутри России теми же заводами, которые остались от Tetra Pak. Краска на рынке тоже есть. Откуда она — не знаю, чип в банку не положишь.
Хотя внешний вид упаковки молочных продуктов изменился, в России она все равно не хуже европейской. Если провести анализ пакета, который был и который есть сейчас, может быть, он стал чуть-чуть похуже. Но если вы поедете в Финляндию, там все пакеты, как наши, потому что они смотрят на качество товара, а не на красоту упаковки. Там такая внутренняя культура. И оттого, что наш пакет сейчас стал чуть-чуть менее красивый, чем был до санкций, он все равно в два раза лучше, чем в Финляндии или Швеции.
О зависимости от импортной закваски
Главную обеспокоенность у производителей молочных продуктов вызывает зависимость от импортных заквасок. В первую очередь речь идет о биозаквасках — микробиологических составах, которые вызывают брожение и необходимы для производства кисломолочной продукции и сыроделия. Сейчас 90% нашего рынка — это импортные закваски. У нас просто отсутствуют биофабрики для их производства. Есть экспериментальная биофабрика в Угличе и маленькие лаборатории, которые пытаются что-то сделать. Но они покрывают не больше 10%, а реально даже меньше от всего объема заквасок, которые требуются.
Производство молочных заквасок в России «провалилось» в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Тогда по всему миру начали создаваться концентрированные закваски — так называемые закваски прямого действия. Россия в тот момент оказалась в плохой экономической ситуации, и этот вызов вообще никак не был отработан.
Во времена СССР при каждом молочном и сыродельном заводе была биологическая лаборатория. Для того чтобы произвести кисломолочный продукт или сыр, надо было пройти около трех этапов. Была так называемая производственная закваска средней концентрации, которую нужно было растить. На создание закваски, которую можно поместить уже непосредственно в резервуар с молоком, уходило около трех дней. Процесс был довольно сложный, поэтому, когда начали появляться сверхконцентрированные закваски, которые не требовали трех дней подготовки, в мире начали переходить на них — с точки зрения экономической эффективности такая закваска лучше. Это, скажем так, небольшой пакетик с живыми бактериями, который ты растворяешь в молоке — закваска прямого внесения, которая вносится уже непосредственно в резервуар с молоком. Ты экономишь три дня работы, и тебе не надо содержать лабораторию с высококвалифицированными сотрудниками.
В СССР этот технологический переход оказался пропущен, а молочные и сыродельные заводы уже в современной России строились по западным технологиям, которые не предусматривают производственных заквасок и лабораторий. Все эти заводы, даже если захотят, не смогут перейти на ту форму производства, которая была 30 лет назад. Это надо создавать опять лаборатории, обучить людей — это не вопрос одного дня, на это потребуется несколько лет.
О строительстве биофабрики в Угличе
Для обеспечения российской молочной промышленности отечественными заквасками «Агриволга» планирует построить в Угличе специальную биофабрику, которая должна заработать через два года. Это серьезное высокотехнологичное предприятие — только первая очередь производства сможет покрыть 25% потребностей рынка в заквасках. На втором этапе мощность биофабрики планируется увеличить где-то до уровня 50% от потребности российского рынка. Инвестиции в первый этап проекта Бачин оценивает примерно в 3,5 млрд руб.
Об избытке молочных заводов в России
В России наблюдается избыток перерабатывающих мощностей молокозаводов и сыродельных заводов. Более того, если вы посмотрите статистику, редко какой завод загружен больше чем на 50–60%. Некоторые загружены на 70–80%, но молочного или сыродельного завода, загруженного на 90%, в России почти нет. Если мы освоим зарубежные рынки и расширим возможности продавать туда молочную продукцию — сыры, сухое молоко, сыворотки, тогда появится необходимость увеличить перерабатывающие мощности. Но пока мы не умеем.
С учетом того что перерабатывающих мощностей у нас сейчас больше, чем внутренний рынок может потребить, основная ценность любой компании — российской или зарубежной — это не количество заводов и производственных линий, а сильные бренды и каналы сбыта. Если кто-то уходит и забирает с собой бренды, осколки его производственных линий никому не интересны. Потому что ты получишь завод, который будет загружен на 20%, и он не сгенерирует тебе ничего, кроме убытков. Те, кто уходят, должны сделать заявление, что они оставляют в реальности
О фальсификации сыра
Самый часто подделываемый в России сыр — «Российский», который пользуется наибольшим спросом. В ГОСТе четко указано, как должен быть произведен «Российский» сыр, но заводы-производители в основном этим рекомендациям не следуют. Они делают насыпной прессованный сыр, который выглядит как «Российский», но он сделан на других заквасках. Качество этого сыра получается совершенно другое, а потом говорят, почему он не такой вкусный, как импортный? Да потому что технология его производства не соблюдена. Торговым сетям также выгодно положить на полку фальсифицированный сыр из-за более низкой цены.
«АгриВолга» также выпускает «Российский» сыр, но не пошла по пути его правовой защиты, поскольку это общепринятое название. Но мы защитили «Угличский» сыр — в соответствии с нашим законодательством его можно производить только в определенных районах Ярославской области, это молоко с конкретных полей. Пока у нас нет новой биофабрики, мы работаем на угличских коллекциях и используем производственные закваски. В массовом сегменте мы конкурируем за счет вкуса и качества этого сыра.
О господдержке и «раскулачивании» банков
Российский АПК оказался более устойчив к санкционному давлению, чем другие отрасли, потому что импортозамещение в сельском хозяйстве начало развиваться даже не с 2014 года, а гораздо раньше. Это связано с тем, что с 2000-х годов в России появилась программа долгосрочных кредитов и субсидирование процентной ставки по кредитам на строительство новых проектов в АПК.
Для развития любой отрасли самое главное — стоимость капитала: если раньше стоимость капитала на рынке была 11–12%, то с учетом льготных программ в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности можно было получить капитал стоимостью 2–3%, максимум 4%. Благодаря тому что в сельском хозяйстве на протяжении долгого времени регулировалась стоимость капитала, по сути, была создана вся отрасль. Если же стоимость капитала 12% и больше, то экономика становится чисто торговой и банковской. Вообще, я считаю, что если экономика падает, а прибыль в банковском секторе растет, то такие банки надо раскулачивать. Это значит, банки живут за счет экономики и где-то что-то высасывают.
Сейчас мы видим обсуждения, надо ли отойти от этой поддержки в сельском хозяйстве, потому что у Минфина не хватает денег. Я считаю, что от этого ни в коем случае нельзя отходить, просто нужно заняться тонкой настройкой. Например, перерабатывающих мощностей молокозаводов и сыродельных заводов в России достаточно, поэтому строить новые сейчас незачем. Но цена сырого молока в России больше, чем в Европе, поэтому надо идти по цепочке и субсидировать это направление. Или субсидировать те направления, где мы зависим от импорта, например фабрики по производству ферментов. Нельзя вводить среднюю норму по больнице — субсидируем всех или никого.
О снижении потребления молочных продуктов
Одновременно с ростом производства сырого молока с точки зрения потребителя в 2022 году произошло небольшое изменение платежеспособного спроса и потребления молочных продуктов. Это приводит к тому, что потребители переключаются на продукцию среднего ценового сегмента, а продукцию более дорогих и более качественных брендов, которые конкурентоспособны импортным аналогам, покупают меньше. Например, потребление органической продукции за 2022 год упало примерно на 5% как в денежном выражении, так и в натуральных объемах.
Основная причина снижения потребления — падение общего платежеспособного спроса и уменьшение бюджета домохозяйств. Наш потребитель — это в том числе молодежь и молодые семьи — те, кто стремится к здоровому образу жизни. Далеко не все из них сверхбогатые. И получается, когда бюджет семьи уменьшается, они все уже не будут пить органическое молоко, только для ребенка его купят.
О разнице между биойогуртом в России и Европе
Сейчас законодательством защищено только слово «органический», при этом обыкновенное молоко или мясо, которые ни по каким параметрам не будут более экологически чистыми по сравнению с обычными продуктами, пытаются продать с маркетинговыми коннотациями. Например, те семьи, у которых сократился бюджет, начинают переключаться с органических продуктов на «био» и «эко», хотя эти приставки не несут никакого смысла, кроме маркетинга.
Давайте будем честными: когда биойогурт производят в Европе, он соответствует органическому законодательству, потому что там совершенно четкий закон, в котором сказано, что «био», «эко» и «органика» — это синонимы, и они регулируются одним законодательством. А у нас такого нет, и это обман потребителя. Потому что, когда россиянин поехал в европейскую страну, попробовал там какой-то суперйогурт, вернулся и увидел его здесь — это не тот биойогурт. Конечно, крупному производителю неинтересно увеличивать себестоимость своей продукции, и он будет лоббировать, чтобы этого не случилось. Но в данной ситуации надо быть честными перед собой: мы за потребителей или за прибыль производителя?
О предвзятом отношении к российским продуктам
России нужно добиваться договора о взаимном признании сертификатов на органическую продукцию со странами Европы и Северной Америки — вопрос обсуждался, но в 2022 году его заморозили на фоне геополитической ситуации, и теперь неизвестно, будет ли он вообще подниматься.
Но, наверное, сейчас не та политическая ситуация, когда это возможно решить. Сейчас общее отношение к российским товарам предвзятое. Основные направления экспорта органической продукции из России, по его словам, — страны Персидского залива, а также Китай и Индия. Не надо думать, что, к примеру, Ближний Восток — это какой-то маленький или ущербный рынок, в некотором смысле он, может быть, даже интереснее Европы.