Обзор Пять крупнейших производителей молочных продуктов Китая
Китай является одним из крупнейших в мире производителей молока, однако, несмотря на показатель в 34 млн тонн в 2020 году, самообеспеченность страны удовлетворена только на 70%. Развитие сектора тормозит высокая стоимость кормов, а также низкая обеспеченность аграриев водой и сельхозземлями. В то же время китайские переработчики молока остаются одними из лидеров мировой молочной индустрии. О том, кто представлен на рынке Китая, Milknews рассказал в новом материале.
Китайское молоко на подъеме.
Китайский молочный рынок находится на подъеме. Правительство активно продвигает молоко и его полезные свойства, что в том числе поддерживает промышленность в сельских регионах страны. Годовое потребление молока в стране сильно отстает от мировых значений - 50 литров на душу населения против 50 литров в США.
Молоко в Китае все еще считается особым продуктом, который подходит даже в качестве подарка гостю. Средняя стоимость литра молока доходит до $2, что почти в два раза больше, чем в США и Великобритании. Наиболее популярный продукт - ультрапастеризованное молоко в пачках 240 млн - продается за 40 центов. Следующим после молока по популярности остается сухое молоко, которое идет, в том числе, на детские смеси, а также йогурты, в то время как сыры и масло в меньшей степени интересуют потребителей.
Пятую часть в продажах молочной категории занимает молоко недлительного срока хранения, но спрос на него уверенно растет - плюс 21% за 11 месяцев 2020 года, на ультрапастеризованное молоко - плюс 10,9% за аналогичный период прошлого года, по данным Nielsen.
Чтобы удовлетворить растущий спрос, местные игроки в ближайшее время намерены реализовать масштабные инвестиционные проекты. Так, Modern Dairy планирует за 5 лет нарастить поголовье до 500 тыс. голов за счет строительства новых ферм. Bright Dairy собирается прибавить к нынешнему стаду в 66 тыс. голов еще 31 тыс. за счет строительства четырех ферм. Youran Dairy рассчитывает выйти на IPO, чтобы получить $800 млн инвестиций на расширение поголовья и увеличение надоев.
Beijing Orient Dairy подсчитал, что на все строящиеся проекты Китаю в ближайшем будущем понадобится 1,35 млн голов. Нынешнее поголовье сможет обеспечить 500 тыс. коров, еще 400 тыс. будет импортировано из Австралии или Новой Зеландии, прогнозируют аналитики, учитывая статистику по годам. Небольшие объемы поставят из Уругвая, Чили, а также Бразилии и США.
Рынок консолидирован по максимуму.
Китайский рынок производства молочных продуктов очень консолидирован. Три крупнейших производителя занимают 50% доли рынка, а два крупнейших игрока закупают 45% всего производимого в стране сырого молока. Для сравнения десять крупнейших производителей молока-сырья в Китае занимают только 25% рынка.
Консолидация рынка переработки давно наблюдалась на рынке Китая. Еще в 2010 два крупнейших игрока - Yili и Mengniu - имели 25% доли рынка. К 2017 году компании нарастили ее до 45%. В 2008 году на рынке работало 815 промышленных переработчика, к 2018 их осталось только 587, при этом их выручка увеличилась с 143 млрд юаней до 340.
Самые крупные китайские компании вертикально-интегрированы, активно расширяются в стране и за рубежом, инвестируют в сырьевую базу, бренды и расширение мощностей переработки. Так, Mengniu приобрела контрольный пакет акций производителя сырья China Modern Dairy и производителя органики Shengmu High-tech Dairy. В 2019 году Yili купила новозеландский кооператив Westland, чтобы гарантировать стабильную сырьевую базу. Bright приобрела еще одного новозеландского игрока - Synlait Milk. Mengniu купила австралийского производителя молочных продуктов Lion Dairy, открыла завод в Джакарте в ноябре 2018 года.
Самые крупные игроки рынка - Mengniu, Yili, далее с заметным отставанием идут Bright Food Group, Want Want Holdings, Hangzhou Wahaha Group,
Yili.
В 2020 году Yili заняла 5 место в мировом рейтинге молочных компаний Rabobank по объемам выручки. За год лидер китайского рынка заработала $13,4 млрд, столько же, сколько крупнейший новозеландский кооператив Fonterra. За 2020 компания прибавила 20% за счет покупки кооператива Westland. По объемам переработки по итогам года компания оказалась на 8 месте с показателем 9,4 млн тонн.
В 2008 году Yili была замешана в “меламиновом” скандале, в ходе которого у тысяч детей в Китае были обнаружены проблемы со здоровьем после употребления молочных продуктов местного производства. В 2010 компания полностью поменяла логотип и все бренды.
Mengniu.
Один из двух крупнейших игроков на китайском рынке - Mengniu - занимает 10 место в рейтинге крупнейших мировых переработчиков с объемом в 8,7 млн тонн молока в год и 8 место в рейтинге Rabobank по объемам выручки с объемам $11,9 млрд. За год компания смогла подняться в рейтинге по выручке на две позиции за счет покупки австралийского производителя детского питания Bellamy и реализации СП с Coca-Cola. Также Mengniu планировала купить другую австралийскую компанию - Lion Dairy, но власти заблокировали сделку.
Компания производит полный ассортимент молочных продуктов в 400 SKU, в том числе сыры, детское питание и мороженое. В процентных долях 89,1% приходится на жидкое молоко, 6% на детские смеси, 3,5% на мороженое, 1,4% на прочие продукты.
У компании 41 завода в Китае, и по одному в Австралии, Новой Зеландии и Индонезии.
Bright Food Group.
Международный производитель напитков и продуктов питания - Bright Food - является одним из крупнейших перерабатывающих компаний в Китае. В 2010 году компания приобрела новозеландского переработчика молока Synlait за $58 млн, но уже в сентябре 2015 года продала 39,12% акций. В 2014 - израильскую компанию Tnuva за $2,5 млрд. В 2015 Bright выразила намерение купить 50% новозеландского производителя мясных и молочных продуктов Silver Fern Farms за $100 млн, в итоге сумма сделки составила $261 млн новозеландских долларов.
Помимо молочного направления, компания активно инвестирует в присутствии в других нишах. Так, компания занимается производством воды, кондитерских изделий, вина, консервов, риса, свинины, утки, а также шоколада.
Доля Bright на рынке молочных продуктов в Китае оценивается в 5,7%, мороженого - 1,6%, упакованных продуктов питания - 1,4%.
Want Want Holdings.
Дочернее предприятие тайваньской компании Want Want Holding является крупнейшим в Китае производителем молока со вкусами, а также рисовых хлебцев. Want Want была основана в 2007 году, в 2008 она впервые разместила свои акции на Бирже Гонконга за HK $3 за одну штуку. Доходы в 2020 составили 21,9 млн юаней, прибыль за год - 4,1 млн юаней, в сумме общих продаж молочная продукция занимает 50,1%..
На сегодняшний день компания присутствует в 61 стране в регионах Азии, Африки, Северной Америке, Центральной и Южной Америке, а также Океании и Европе.
В 2013 году космический корабль ShenZhou поднялся в космос вместе с флагом Китая и продукцией Want Want на борту.
Hangzhou Wahaha Group.
Один из крупнейших производителей напитков в Китае - Wahaha Group - имеет 150 дочерних компаний и более 60 производственных площадок по всему Китаю. Название Wahaha произошло об звукоподражания детскому смеху “Wa-ha-ha”. Контрольный пакет акций Wahaha Group принадлежит семье основателя Цзун Цинхоу, остальные акции распределены между менеджерами, сотрудниками и правительством округа Шанчэн.
В 1996 году Wahaha создала ряд совместных предприятий с французской пищевой группой Danone, что способствовало значительному росту производства и эффективности, а также инвестициям в современное оборудование. К 2011 году выручка компании составила 67,8 млрд юаней. В 2019 году Цзун Цинхоу включен Forbes список богатейших людей в Китае.
Предприятия Wahaha Group производят бутилированную питьевую воду Wahaha, молочные напитки (в том числе витаминизированное молоко и питьевой йогурт), минеральную воду, газированные безалкогольные напитки (в том числе Future Cola), бутилированный холодный чай, кофейные напитки, фруктовые и овощные напитки и соки, спортивные энергетические напитки, пиво, а также рисовую кашу быстрого приготовления, различные консервированные продукты, детские витамины, тару и упаковку (в том числе стеклянные и пластиковые бутылки, пластиковые крышки). Кроме того, линейка детских товаров включает в себя одежду, шампуни и зубные пасты.
Автор: Наталья Антонова
Теги: мир