За 11 месяцев Россия на четверть снизила импорт молочных продуктов
По данным январского отчета Национального союза производителей молока (Союзмолоко), в котором содержится информация о внешней торговле Российской Федерации молоком и молочными продуктами, а также представлен прогноз объемов импорта, по итогам 11 месяцев 2015 года совокупный объем ввоза в страну молока и молочных продуктов снизился на 25%. В результате поставки в Россию составили 5 997 тыс. т (в пересчете на молоко) на общую сумму $1 712 млн.
При этом импорт из стран, не попавших под санкции, повысился примерно на 4%. То есть некоторый объем импорта заместился не внутренним производством, а поставками из других стран.
По итогам 2015 года ожидается сокращение доли импорта молока и молокопродуктов в товарных ресурсах внутреннего рынка до 15–18% (по товарному молоку – до 25%). В итоге объем импорта составит около 6,9–7,1 млн т.
Добавим, что в 2015 году сохранились поставки продукции из стран, в отношении которых было введено эмбарго. Это касается молочных продуктов для диетического лечебного и профилактического питания (импорт которых разрешен), а также сыроподобной продукции (которая попала под запрет с 25.06.2015).
Основной страной, обеспечивающей ввоз молочной продукции в Россию, остается Республика Беларусь, которая за январь – ноябрь обеспечила около 85% импорта. По итогам 11 месяцев 2015 года на сыры и творог пришлось 38% поставок (в стоимостном выражении), в том числе на сыры – около 32%, молодые сыры и творог – 6%; на сгущенные молоко и сливки – 22%; сливочное масло – около 16%; цельномолочную продукцию – 9% и сырные (сыроподобные) продукты – 7%.
Сокращение удельного веса молокоемких продуктов (сыров и сливочного масла) в общем объеме импорта обуславливается главным образом наращиванием отечественного производства на фоне снижения платежеспособного спроса. Вместе с тем растет доля сырных продуктов, сухого молока, цельномолочной и кисломолочной продукции (преимущественно из Республики Беларусь). Подобная ситуация является следствием изменения структуры потребительского спроса в условиях сокращения денежных доходов населения в 2014 и 2015 годах. Потребители переориентировались на более дешевые молочные продукты с низкой добавочной стоимостью. Кроме того, снижению потребления способствует увеличение доли фальсификата на российском молочном рынке.