Эффективность фермы: комплексный подход


Менеджер по развитию новых моделей ведения хозяйства региона «Восток» компании Danone Роман Панфилов рассказал Milknews, как можно соблюсти интересы и поставщика, и переработчика, как сделать бизнес выгодным для всех участников.

Milknews: Вы занимаетесь общением с производителями, поставщиками сырья. Как часто вы слышите обвинения в том, что цены на молоко слишком низкие?

Панфилов: Смысл моей работы в том, чтобы на молочном рынке зарабатывали все: и производители, и переработчики молока. Причем, не за счет друг друга, а за счет обоюдной эффективной работы. В этом, собственно, и заключается моя миссия — в налаживании нормальных взаимоотношений заводов с фермами, потому что ни они без нас, ни мы без них обойтись не можем.

Всем уже надоело «воевать» за цену молока. Будучи директором молочного хозяйства, я и сам участвовал в такой борьбе. Но когда пришел в Danone и углубился в технологию производства молока, начал понимать, где раньше не дорабатывал и какие огромные резервы скрыты на фермах. Причем раскрыть этот потенциал можно с минимальными затратами. В принципе, мы сейчас этим и занимаемся: помогаем фермерам научиться грамотно управлять хозяйством, повышать его эффективность.

Milknews: Почему вы больше не занимаетесь производством и перешли на другую сторону?

Панфилов: В 2011 году мне вручили грант губернатора как лучшему молодому руководителю Тюменской области, после чего меня пригласили стать директором совхоза «Богословский» в Свердловской области — с 800 коровами дойного стада и шлейфом до полутора тысяч молодняка. Буквально за два года нам удалось увеличить продуктивность с 3,5 до 5,5 тонны на голову — на том же самом стаде, с теми же самыми людьми, в тех же самых условиях, не меняя оборудования, просто за счет оптимизации организации и управления. В декабре 2014 я узнал, что компании Danone потребовался сотрудник, отвечающий за развитие поставщиков молока Тюменской, Сверд­ловской и Курганской областей (Урал), и я понял, что эта должность позволит мне распространить мой опыт на большее количество хозяйств, помочь улучшить показатели.

Milknews: Какие перемены в ведении хозяйства дали такой эффект?

Панфилов: Во-­первых, мы стали лучше ухаживать за коровами, внедрили порционное кормление, оптимизирующее продуктив­ность животного, с учетом его физиологии — с теленком корова, без теленка или у нее раздой. Во-вторых, усовершенствовали технологию кормозаготовки и получили корма (клевер, костры, тимофеевка, горох, овес, ячмень) лучшего качества. И это при том, что в северных регионах условия земледелия очень сложные: короткий вегетационный период, суровый климат. Фактически мы тогда вывели молочное предприятие, убытки которого составляли 20-30 миллионов в год, на уровень безубыточности. Хозяйство стало ликвидным, его можно было про­дать — такую задачу поставили передо мной владельцы.

Milknews: Какими способами вы можете повлиять на внутреннюю эффективность поставщиков?

Панфилов: Наша стратегия — сделать молоко «доступным» для заводов. Для этого фермы должны быть эффективными. Над развитием поставщиков работает целая команда. Менеджер по сельскому хозяйству, в частности, ведет обучающие проекты Молочной Бизнес Академии, проекты кормления и воспроизводства. А я, как менеджер по развитию новых форм ведения хозяйства, реализую проекты по расширению производства молока на фермах: Brownfield (финансирование ферм для при­обретения нетелей) и Greenfield (организация ферм в «чистом поле»). Brownfield — проект для действующих ферм, которым нужно оказать содействие в расшире­нии стада.

 Мое дело — выявить такое предприятие, оценить его потребности и возможности и решить, может ли наша компания помочь с финансированием. Для этого ферма должна быть прибыльной и эффективной, и иметь четкий стратегический план развития. Если она соответствует нашим требованиям, мы проводим переговоры и предлагаем схему финансирования поставок нетелей под гарантии закупки молока у фермы. По сути, это трех­ или пяти­ летний контракт, по которому наш партнерский банк предоставляет деньги хозяйству, а мы гарантируем оплату фермой этого кредита.

 Milknews: Где реализуются такие проекты?

Панфилов: Проект комплексного финансирование партнера, который хочет создать молочную ферму с нуля, чтобы потом нам же продавать молоко, Greenfield ведется в Тюменской области с крупным холдингом Damate, который буквально в чистом поле строит ферму на 4600 коров дойного стада, а все поголовье будет 8000. Производство молока ожидается на уровне 80­90 тонн в сутки. Это первый подобный проект Danone в России и, по­моему, второй в мире.

Также мы можем помочь хозяйствам с выбором и покупкой скота с хорошей генетикой и высокой продуктивностью. Но при этом мало купить качественный скот — нужно за ним правильно ухаживать, иначе такие коровы снижают продуктивность, начинают болеть и гибнут. То есть, мы также учим фермеров правильно ухаживать за скотом. Важно отметить: если проекты финансирования ориентированы только на поставщиков Danone, то в Молочной Бизнес Академии мы обучаем вообще всех желающих. Поскольку липецкая учебная база Молочной Бизнес Академии находится от нас далеко, мы приглашаем специалистов в Тюмень. Обучение проходит в стенах Ялуторовского агроколледжа: в аудиториях есть все необходимые наглядные материалы и оборудование, организовано питание и проживание. В учебной программе проекты по кормлению, по воспроизводству, по кормозаготовке, по сравнительному анализу эффективности ферм. При разработке тренингов мы привлекаем опыт мировых лидеров: по кормам — компании Cargill, в сфере воспроизводства — Alta Genetics и других партнеров­профессионалов. Кроме того, с фермами и с частным сектором в регионе ведется большая работа по повышению качества сырья: основное внимание — к отсутствию в молоке антибиотиков и соответствию стандартам безопасности.

Основная наша цель — устранить дефицит сырья на рынке. Вторая — помочь хозяйствам повысить свою эффективность. Все это, я уверен, в конечно итоге приведет к снижению себестоимости молока, что вы­годно всем.

Milknews: Вы со всеми хозяйствами так работаете или только выборочно?

Панфилов: Беда в том, что большинство поставщиков пока воспринимает нас не как партнеров и помощников, а просто как инструмент сбыта. Далеко не все хозяйства, стремятся к раз­витию и хотят перенимать богатейший международный опыт, применять его на практике. Когда мы обращаемся к хозяйствам, пред­лагая фактически бесплатный аудит фермы, обучение для сотрудников, чтобы те могли лучше управлять фермой, внедрить мероприятия, которые могут снизить себестоимость молока и тем самым реально увеличить свою доходность, — они отказываются!

Инертность, нежелание фермы разобраться в основных технологических проблемах, то есть низкой продуктивности и высокой себестоимости, нежелание перестраиваться на новые методы управления, кормления, воспроизвод­ства, — вот что мешает. И потому мы пытаемся убедить руководителей хозяйств, что без передовых знаний их сотрудников какие бы вложения они ни делали, эффекта не будет. Потому что специали­сты на ферме — первое звено. А у нас иногда сначала построят ферму, завезут скот, а потом набирают людей. Бывает и так: директора отправляют к нам на МБА зоотехников, агрономов, ветврачей, а те потом не стремятся внедрять полученные знания на практике. Иногда, наоборот, специалисты готовы использовать новые технологии и пишут заявку, что для этого нужно закупить, а руководство считает, что это дорого, и не одобряет инициативу. В общем, подход должен быть комплексный: обучение, плюс выделение ресурсов на внедрение новых технологий, плюс контроль эффекта от их использования. Сейчас, к счастью, ситуация меняется, и в ос­новном именно благодаря помощи Молочной Бизнес Академии.

Milknews: Как в рамках ваших проектов вы взаимодействуете с госорганами?

Панфилов: Естественно, мы хотим, что­ бы они активнее продвигали наши проекты на подведомственных фермах. Лично мои контакты с районными управлениями сельского хозяйства и министерствами сельского хозяйства Свердловской, Тю­менской, Курганской областей направлены на то, чтобы они понимали нашу политику в отношении развития ферм и зна­ли, чем мы занимаемся, наши достижения. Я им объясняю, что мы партнеры в развитии ферм. 

2346 просмотров
Комментарии
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
extenso

Катозал
Где маржа

Подпишитесь на нашу рассылку

Магазин Аналитики


Аналитический центр Milknews
Молочная Бизнес Академия
Упаковка (гл.низ)
Молочная Бизнес Академия
Упаковка (гл.низ)