Иван Никитенко, «Шахунское молоко» Нехватку кадров пытаемся заменить за счет автоматизации и оптимизации техпроцессов
Начало 2024 года было стабильным для отечественных переработчиков молока. При этом цена на молочный жир в перспективе будет оставаться высокой, а на белок - низкой. Об этом в интервью Milknews сообщил директор дивизиона «Продукты Питания» агропромышленного холдинга «Шахунское молоко» Иван Никитенко. Эти и другие актуальные темы обсудят участники XVIII заседания «Молочных сессий», которое пройдет 25 апреля. Собеседник также рассказал о стратегии и задачах компании и путях решения кадровой проблемы.
Milknews: Как сложился первый квартал текущего года для молочной отрасли страны? Какие ожидания у вас в целом от 2024 года?
И. Никитенко: Ситуацию в первом квартале оцениваю, как относительно стабильную. Высокий спрос на жир в целом ожидаем и понятен из-за большого спроса на продукт. При этом я не думаю, что будет корректировка цены: на мой взгляд, пока стоимость жировой фракции будет оставаться высокой, а цена белка низкой. В целом ожидания от 2024 года довольно позитивные: планируем закрыть его не хуже, чем в прошлом году с поправкой на инфляцию.
Что касается доходности, то в текущем году ситуация не лучше, чем в 2023-м, но и не хуже – примерено на уровне аналогичного периода прошлого года. Роста продаж не отмечаем, скорее, они идут ровно, это если иметь ввиду домашний регион Нижегородскую область. Но здесь идет борьба за цену – очень большая конкуренция «на полке»: мы вынуждены уходить в более глубокие дисконты, чтобы даже не наращивать объемы, а удержать позиции. Потому что Нижегородская область очень насыщенна производителями цельномолочной продукции, и между ними идет большая конкуренция за полку.
Если говорить про федеральную тематику, в частности, по стерильному молоку, то здесь всё стабильно и предсказуемо. Но по B2B продуктам у нас здесь ситуация наоборот складывается лучше, чем ожидалось за счет спроса на сливочное масло и СЦМ (сухое цельное молоко – прим.). Благодаря неплохой доходности в этом направлении общая ситуация, в том числе связанная с дисконтами в некоторых регионах, для нас нивелируется.
Milknews: Расскажите о географии поставок вашей продукции. Удалось ли её расширить в последние годы?
И. Никитенко: Молоко «фреш» мы реализуем в основном в Нижегородской области, а также в новых для себя регионах: Костроме, Ярославле, Санкт-Петербурге, Москве. И если в Нижнем Новгороде у нас стратегия на удержание наших клиентов и конкуренция за полку, то в новых регионах мы проводим «экспансию», поэтому там вынуждены быть более гибкими в ценообразовании, чтобы получить лояльность потребителя.
В 2024 году мы планируем прирасти на 10-15% по цельномолочной продукции за счет расширения географии поставок и ассортимента в новых регионах. Задача по домашнему региону – удержание позиций и развитие за счет линейки безлактозной продукции. С этим продуктом мы неплохо «стартанули» в 2024 году: результаты первых месяцев продаж вселяют оптимизм. Пока из этой линейки у нас реализуются 4 SKU питьевых безлактозных йогуртов, планируем до конца года выпустить ещё ложковые йогурты, и возможно, ультрапастеризованное молоко.
Milknews: Расскажите о ваших планах по модернизации и развитии предприятия. Намерены ли расширять производственные мощности?
И. Никитенко: Расширение производственных мощностей, запуск новых линий мы не планируем - пока такой необходимости не видим. Основные инвестиции у нас направляются на автоматизацию и повышение эффективности процесса производства на всех площадках. В частности, там, где используется тяжелый монотонный труд.
На 2024 год у нас в целом очень скромный инвестиционный план из-за высокой стоимости кредитов и оборудования. Для модернизации закупаем и используем «микс» отечественного и азиатского оборудования: решения по автоматизации, роботизированной укладке от данных производителей вполне неплохо себя зарекомендовали. То есть это не вынужденная мера, а вполне осознанный выбор в пользу данной техники из-за оптимального соотношения цены и качества.
Тем более что на приобретение отечественного оборудования выделяются субсидии, планируем также ими воспользоваться. И это очень хорошо, что в нынешней ситуации действуют меры господдержки. Конечно, процент по кредитам достаточно высокий по сравнению с предыдущими годами, но то, что государство продолжает поддерживать переработчиков молока сейчас, это радует.
Milknews: Проблема нехватки кадров в настоящее время становится одной из основных для предприятий молочной отрасли. Насколько она коснулась вас, и как вы с ней боретесь?
И. Никитенко: Нас эта проблема затронула так же, как и всех: дефицит специалистов разного профиля имеет место быть. Если говорить о решении проблемы с нехваткой низкоквалифицированных специалистов, то их пытаемся заменить как раз за счет повышения автоматизации и оптимизации технологических процессов. Что касается специалистов более высокого профиля, то здесь мы плотно взаимодействуем с учебными заведениями в Нижнем Новгороде и Кирове для привлечения студентов на наши производственные площадки.
При этом мы планируем расширить программу подготовки кадров и взаимодействовать не только с выпускниками и учащимися последних курсов, но и привлекать на практику студентов первых курсов. То есть делаем ставку в основном на молодежь. Зарплата на предприятии у нас рыночная, но мы стараемся привлекать кадры не только финансами, но и возможностью карьерного роста, личностного развития.
Многое зависит от предпочтений учащихся и географии производственных площадок: если в крупном городе Нижнем Новгороде кадры нам привлечь сложнее, то в небольшом городе Шахунье, где у нас расположен молокозавод, молодёжь довольно активно идет к нам на предприятие. В таких населенных пунктах молодые люди больше заинтересованы в перспективе будущих рабочих мест.
В целом нам удается закрывать потребности в кадрах на своих производственных площадках. Если говорить о заводе в Шахунье, то это в основном за счет местных кадров, а на площадку в Нижнем Новгороде привлекаем как местных, так и людей из других регионов. Благо в этом плане Нижний Новгород город интересный, современный, и многие граждане готовы в него переехать и работать в нем. К тому же мы помогаем с адаптацией нашим сотрудникам при переезде, но здесь всё зависит от уровня подготовки и опыта специалиста. То есть в этом плане у нас индивидуальный подход к каждому работнику.